Сообщение, опубликованное Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей под заголовком «Принимаются меры по возврату 2 млрд сумов, взысканных с населения за услуги по вывозу отходов», распространилось в социальных сетях и вызвало широкое обсуждение.
Агентство по управлению отходами и развитию циркулярной экономики сообщает следующее по данному вопросу:
Территориальным управлением Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей по Ферганской области (далее – Управление) не были проведены проверки в установленном Положением (далее – Положение), утверждённым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 февраля 2019 года № 95, порядке в махаллях «Байналминал», «Джалаер», «Ифтихор», «Катта Кашкар», «Мустакиллик», «Намуна», «Суфи» Кувасайского района, где ООО «Tozalik Sanitar Servis» оказывает услуги по вывозу отходов.
Однако в решении, вынесенном Управлением, безосновательно признаны недействительными средства в размере 1 млрд 761 млн сумов якобы по причине неоказания услуг в надлежащем качестве.
Между тем, пункт 34 Положения чётко указывает, что в случае выявления факта неоказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов либо оказания их ненадлежащего качества составляется акт, подтверждающий данный факт, который подписывается потребителем, представителем обслуживающей организации, а также представителем органов самоуправления граждан или товарищества собственников жилья (однако такие акты составлены не были).
Также в третьем абзаце пункта 34 Положения указано, что акт считается действительным только при наличии подписей потребителя, обслуживающей организации, представителей органов самоуправления граждан или товарищества собственников жилья.
А в шестом абзаце того же пункта 34 указано, что в случае выявления факта начисления обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, которые фактически не оказывались потребителю, составляется акт о непризнании этих начислений «махаллинской семёркой», который направляется в обслуживающую организацию и соответствующее территориальное подразделение Агентства.
Несмотря на то, что от председателей махаллей «Байналминал», «Джалаер», «Ифтихор», «Катта Кашкар», «Мустакиллик», «Намуна», «Суфи», а также от населения, проживающего в этих махаллях, до настоящего времени не поступало никаких обращений по поводу неоказания санитарно-очистных услуг, Управлением было принято решение о признании данных услуг «неоказанными» без каких-либо оснований.
В рамках вышеуказанного “изучения” Управлением не было осуществлено выездов в перечисленные махалли Кувасайского района, также не поступало никаких обращений в адрес Агентства по управлению отходами и его областного управления по вопросам сотрудничества, и не были получены данные из системы GPS-мониторинга, подтверждающие фактическое оказание услуг на данной территории.
Ранее, в аналогичной ситуации, решение Управления от 4 апреля 2025 года по поводу якобы ненадлежащего оказания услуг по вывозу отходов ООО «Agro Rishton Ta’mir Servis» в Риштанском районе было рассмотрено Ферганским межрайонным административным судом 30 июня 2025 года, признано недействительным, а нарушенные права ООО «Agro Rishton Ta’mir Servis» были восстановлены судом.
Из вышеизложенного видно, что Управление, как и в случае с ООО «Agro Rishton Ta’mir Servis», теперь проводит поверхностные проверки в отношении деятельности ООО «Farg‘ona Tozalik Sanitar Servis» и выносит решения с целью искусственного повышения показателей своей работы.
В настоящее время ООО «Farg‘ona Tozalik Sanitar Servis» обратилось в соответствующий суд с заявлением о признании решения Управления недействительным.
Следует отметить, что Агентством по управлению отходами по данному вопросу создана республиканская рабочая группа, которая на постоянной основе строго проверяет качество предоставляемых услуг на местах. В случае выявления фактов неоказания услуг проводится перерасчёт в пользу абонентов. Кроме того, договоры с санитарно-очистными организациями, не выполняющими свои обязанности должным образом, расторгаются.
К примеру, в Навоийской области договор с санитарно-очистной организацией «Berejlivost», неудовлетворительно обслуживающей население, был расторгнут, закреплённые за ней территории и спецтехника возвращены. Аналогичная ситуация произошла и в Ташкентской области, где договор с санитарно-очистной организацией, не предоставлявшей качественные услуги абонентам, был аннулирован, а территория передана другим ответственным организациям.
Для информации: в настоящее время Агентством проводится ряд системных мероприятий, направленных на повышение качества предоставляемых населению услуг.
В частности, наряду с цифровизацией отрасли, с целью повышения качества услуг и своевременного вывоза отходов внедрена электронная биллинговая система «Toza makon», обеспечивающая онлайн-контроль за движением специальной техники. В результате к биллинговой и GPS-системам подключены 9 575 сходов граждан махаллей, 71 066 улиц, 196 полигонов твёрдых бытовых отходов, 3 361 площадка для сбора отходов у многоквартирных домов, а также 620 тысяч абонентов и 3 083 единицы спецтехники.
Это позволяет точно отслеживать время въезда и выезда спецтехники на территории махаллей и площадок для сбора отходов, обеспечивать своевременный вывоз твёрдых бытовых отходов, а также создавать условия для оплаты населением только за фактически оказанные услуги.
Кроме того, ранее Комитет по развитию конкуренции уже публиковал сообщения о недостоверной задолженности в Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Ферганской и Наманганской областях, при этом попытки получения официальной информации предпринимались не у Агентства по управлению отходами, а у других организаций и ведомств.
Подобные «изучения» основывались на поверхностных и фиктивных выводах сотрудников, не обладающих полной информацией и доказательствами о деятельности отрасли, и в составе рабочих групп не имевших соответствующей квалификации. В результате общественности была представлена искажённая информация.
Следует отметить, что ни одно должностное лицо Агентства и его территориальных управлений не участвовало в указанных проверках, и даже по запросу в Комитете и Управлении не смогли предоставить документы и обоснования, на которых якобы основывались данные проверки.
Это свидетельствует о том, что представители Комитета по развитию конкуренции и его территориальных подразделений не только не обладают полными сведениями об отрасли, но и не осведомлены о деятельности и задачах Агентства по управлению отходами и развитию циркулярной экономики.