Бухара— в самом сердце древнего города, на перекрёстке цивилизаций и караванных путей, вновь зазвучали звуки ремесленного труда, ароматы восточных специй и шелест тканей: здесь в начале июня прошёл один из самых колоритных культурных праздников Центральной Азии — фестиваль «Шёлк и специи».

Исторически Бухара была важной остановкой на Великом Шёлковом пути. Именно здесь, в цветущем оазисе среди пустынь, караваны из Китая, направлявшиеся в Европу, отдыхали и обменивались товарами. Город славился своими мастерами: гончарами, чеканщиками, ковроткачами, ювелирами и золотошвеями. И сегодня, спустя столетия, Бухара продолжает хранить и развивать эти традиции.


Фестиваль «Шёлк и специи» был впервые организован в начале XXI века благодаря усилиям национальной компании «Узбектуризм», мэрии Бухары и Ассоциации ремесленников «Хунарманд». Главная его цель — не просто показать туристам яркую этнографическую картину, но возродить и сохранить культурное наследие, передающееся из поколения в поколение. С каждым годом интерес к мероприятию растёт, и теперь оно стало доброй ежегодной традицией.


На несколько дней Бухара превращается в настоящую «живую мастерскую», где улицы и площади заполняются яркими шатрами, ремесленными выставками, музыкальными представлениями. Мастера из разных уголков Узбекистана демонстрируют своё искусство прямо на глазах у публики, а желающие могут не только приобрести изделия ручной работы, но и поучаствовать в мастер-классах.
Фестиваль «Шёлк и специи» — это не просто туристическое мероприятие, а диалог времен и культур, тонкое прикосновение к истории, которая живёт не в музеях, а в руках мастеров. Это праздник памяти, традиции и преемственности — от отца к сыну, от наставника к ученику, от рук к сердцу.
Мастера вечности: ремесло как способ остаться


Давлат Тошев, мастер с детства, начал свой путь в 10 лет, обучаясь у старшего брата. Сегодня он — не только признанный художник и ремесленник, но и учитель с большой буквы. Его философия: «В этой жизни человек ничего не может унести, но может многое отдать. Я хочу жить вечно — через своих учеников».

Он обучает более 50 детей, причём абсолютно бесплатно. В его школе особенно ценны 20 учеников с особыми потребностями — дети, не слышащие и не говорящие. Однако их работы поражают зрелостью, тонкостью стиля и мастерством.
«Если я вижу талант — беру. Если нет — не беру, за деньги не учу», — твёрдо говорит Давлат.
Работы учеников экспонируются в отдельных комнатах в два этажа. Стоимость — от 50$ до 25–30 тысяч$, и 80% покупателей — туристы из Европы и Азии.
Помимо этого, он занимается реставрацией древних книг для библиотек в Нидерландах, Швейцарии и Турции — подтверждая, что узбекское ремесло ценится в самых уважаемых научных учреждениях мира.

Нож — как родовая реликвия

Музафар Умаров — потомственный ножедел из города Шахрихан, девятое поколение в мастерской, берущей начало в 1810 году. Его наставник — Насырхан Аллахуджаев, а духовный лидер ремесла — Рахматулла Аллахуджаев, известный и за пределами Узбекистана.
Каждый нож — это синтез дамасской стали, дерева, рога, кости и точной руки. В изделиях — не просто инструмент, а семейная история, передающаяся как амулет.
«70% покупателей — иностранцы. Их привлекает ручная работа, натуральные материалы, и, конечно, уникальность», — делится Музафар.

Схожую философию разделяет Ихтёр Мирзоев из Таджикистана, участвующий в фестивале уже третий год. Он отмечает, что 2018 год — был самым удачным по продажам: «До пандемии поток туристов был сильнее. Тогда мы заработали больше всего». Материалы — исключительно природные: оленьи рога, дерево, бараньи кости. Основная масса покупателей — гости из-за рубежа.
Ткани памяти: шёлк, хлопок и женский взгляд
Михрибон Асиманова — женщина, в руках которой оживает история. Родом из древней Бухары, она посвятила свою жизнь искусству ткани. В этом году впервые принимает участие в фестивале.

«Наши мусульманские женщины любят красоту, яркость, пышность, — говорит Михрибон, — а иностранцы чаще выбирают функциональность и комфорт. Им важно, чтобы было не жарко, чтобы ткань “дышала” и была приятна к телу».
Хлопковые ткани (в народе — просто «хб») остаются неоспоримым фаворитом — как среди местных, так и среди туристов. Натуральные красители, мягкая фактура, легкость и прочность делают их идеальными для жизни в жарком климате. Но особое место занимает маргиланский шёлк — гордость Ферганы, визитная карточка Узбекистана на международной арене.
«Маргиланские мастера — это уже бренд, — признаётся Асиманова. — Их изделия ценятся выше, чем самаркандские или бухарские. Хотя, если честно, именно в Бухаре цены на шёлк самые высокие — туда стекается множество туристов, и спрос формирует рынок».
Узбекские ткани — это не просто одежда. Это история, обереги, свадебные подарки и даже элемент дипломатии. Они могут быть яркими, как базарный шум, или пастельными, как утро в кишлаке. Каждая линия орнамента — это знак, каждая краска — послание.
Специи: вкус и аромат Узбекистана

Горы Самарканда — родина Джамолова Ихмата, мастера по специям и лекарственным травам. Он участвует в фестивале ежегодно, начиная с юности.
«Мы собираем всё вручную. У нас — зира местная, она растёт один раз в год. А имбирь, шафран, корицу — привозим».
Знания о травах и специях — тоже передаются по наследству. Ихмат может безошибочно различить десятки сортов и указать, для чего каждая трава: от бессмертника для печени до боярышника для сердца.
Основные покупатели — местные туристы, но иностранцы тоже интересуются — особенно дорогими и экзотичными специями, такими как шафран, чёрный кумин, куркума.

В рамках фестиваля помимо мастер-классов, концертной программы также прошел детский конкурс «Мини Мисс Бухара» и состоялся показ мод современной национальной одежды.
Аделя БАКИРОВА
Фото М.ДЖАНГИРОВ







