После сделки по добыче полезных ископаемых на Украине, Центральная Азия станет следующей? Для устранения критической зависимости от полезных ископаемых потребуется нечто большее, чем недавно объявленная сделка с Украиной, пишет National Interest.
После нескольких месяцев переговоров Соединенные Штаты и Украина наконец подписали соглашение о редкоземельных минералах. В соглашении говорится , что Соединенные Штаты будут совместно финансировать разработку «…минералов, углеводородов и связанной с ними инфраструктуры…» Соглашение не призывает Украину возмещать Соединенным Штатам помощь, полученную во время российского вторжения, и не дает Соединенным Штатам права собственности на украинские ресурсы, недра и инфраструктуру.
Кроме того, это новое партнерство не будет препятствовать стремлениям Украины вступить в Европейский Союз. Вместо этого соглашение создало совместный инвестиционный фонд, где прибыль от украинских природных ресурсов будет « полностью инвестирована в Украину ». Соединенные Штаты и Украина будут управлять этим фондом совместно. Наконец, украинское правительство приложило большие усилия, чтобы гарантировать, что соглашение не будет просто эксплуатировать ее ресурсы.
Высокопоставленные должностные лица обеих стран отпраздновали завершение сделки. В официальном заявлении первый вице-премьер-министр Украины Юлия Свириденко заявила, что соглашение о полезных ископаемых обеспечивает «взаимовыгодные условия для обеих стран».
Тем временем министр финансов США Скотт Бессент заявил, что недавно подписанное соглашение о поставках полезных ископаемых сформирует «историческое экономическое партнерство» для Соединенных Штатов и Украины. Бессент добавил , что соглашение сигнализирует о том, что Америка «привержена мирному процессу, сосредоточенному на свободной, суверенной и процветающей Украине в долгосрочной перспективе».
Не секрет, что президент Дональд Трамп хотел обеспечить завершение этой сделки. После вступления в должность в январе этого года президент Трамп отдал приоритет расширению доступа США к редкоземельным минералам и снижению зависимости от Китая.
На сегодняшний день Китай сохраняет монополию на редкоземельные металлы . Китайские рудники добывают примерно две трети редкоземельных руд в мире . Соединенные Штаты занимают далеко второе место, на их долю приходится 12 процентов мирового производства редкоземельных металлов. Учитывая эту огромную разницу, Соединенные Штаты пытаются сократить разрыв.
Соглашение с Украиной — это только первый шаг. По данным украинского правительства, эта восточноевропейская страна имеет «месторождения 22 из 50 минералов, перечисленных США как критически важные». Более того, Украина может похвастаться лишь примерно 5 процентами мировых запасов редкоземельных элементов.
В результате США должны изучить дополнительные варианты для своего минерального портфеля. Одним из таких регионов может стать Центральная Азия.
Согласно отчетам, опубликованным Центром Каспийской политики и Международным налоговым и инвестиционным центром , Центральная Азия содержит значительную часть редкоземельных минералов мира. Поскольку Соединенные Штаты надеются улучшить свой доступ к редкоземельным металлам, установление более тесных связей с Казахстаном , Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном имеет решающее значение .
Но есть и проблемы. Китайцы в настоящее время имеют доступ к региону, стремясь построить свою монополию на эти ресурсы. Кроме того, Китай имеет преимущество перед Соединенными Штатами, поскольку китайцы являются географическими соседями государств Центральной Азии, что делает доступ к этим ресурсам более простым с точки зрения логистики. Кроме того, Китай уже имеет значительные торговые отношения с государствами Центральной Азии, где он является крупным потребителем товаров и услуг из Центральной Азии. Россия также имеет прочные экономические и торговые отношения с Центральной Азией.
Несмотря на эти моменты, политическая динамика меняется . За последние несколько лет страны Центральной Азии стремились снизить свою экономическую и энергетическую зависимость от Китая и России. Вместо этого высокопоставленные должностные лица из государств Центральной Азии отдали приоритет встречам со своими коллегами из Соединенных Штатов, Великобритании и Европейского Союза.
Соединенные Штаты умело пользуются этими растущими отношениями. В некоторых случаях основа уже есть. В сентябре 2023 года президент Джо Байден встретился с лидерами государств Центральной Азии, чтобы обсудить растущие отношения между Соединенными Штатами и регионом. В ходе своих обсуждений группа подчеркнула важность критически важных минералов. В декларации говорилось, что они могут быть использованы для помощи Центральной Азии в укреплении ее энергетической безопасности.