back to top
1.9 C
Узбекистан
Среда, 5 марта, 2025

Для чего Ташкенту нужен дизайн-код? Разработан «Атлас Нового Ташкента»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,340ПодписчикиПодписаться

Делегация хокимията города Ташкента посетила Москву, где в  архитектурном бюро «Атлас» подготовлен проект дизайн-кода, разработанный по заказу Дирекции Нового Ташкента и презентован Президенту республики, после чего хокимият взял его в работу. На вопросы для чего нужен дизайн-код Ташкенту отвечает Александра Сытникова, генеральный директор бюро «Атлас».

— Александра Вадимовна, зачем Ташкенту дизайн-код? Что это такое и не несет ли его внедрение риски для бизнеса, который в городе существует или планирует заходить? Достижим ли баланс между интересами чиновников, коммерсантов и местного населения? Напомним, на последнем архитектурном форуме урбанисты жаловались, что архитектурный облик вершится без участия экспертов, градостроительного совета, только властью и бизнесом.

— Дизайн-код  — про эргономические решения, нацеленные не только на красоту, но и на реализуемость и простоту в эксплуатации. Поэтому от него, как бы сказочно ни звучало, есть профит всем: город и его жители выигрывают от гармоничного и эстетичного облика улиц и зданий, а бизнес — от существенной оптимизации своих процессов и экономии времени и средств. Другими словами, дизайн-код призван существенно упростить процессы.

Что касается жалоб архитекторов на игнорирование властью и бизнесом их мнений по поводу облика муниципалитетов, действительно, когда руководство городов, коммерсанты начинают прорабатывать территорию, возводить какие-то объекты, не разработав перед этим мастер-план, дизайн-код, они толкают себя к рискам, необдуманным тратам.

Мастер-план, дизайн-код — это, по сути, документы, которые служат фильтром решений. То есть, условно, вот есть “Новый Ташкент” или другая территория, на которой планируется застройка. И чтобы фильтровать большое количество инициатив — желающих там что-то построить, нужен единый код соответствия видению города, как это все должно выглядеть в перспективе.

Когда есть согласованный свод правил, внешний облик, городу проще привлекать инвесторов, потому что они уже знают, что, где и как строить. Таким образом, для города это, во-первых, фильтр, а во-вторых, основа для коммуникации с бизнесом.

Также и для бизнеса это очень выгодная история. Так, коммерсант, работающий в соответствии с мастер-планом и дизайн-кодом, не столкнется с проблемой нехватки парковочных мест или неверным размещением элементов инфраструктуры у какого-нибудь торгового комплекса или бизнес-центра или с тем, что вдруг неожиданно внешняя отделка обойдется в какие-то колоссальные суммы.

Дизайн-код, как подробное решение для архитектуры и благоустройства избавляет от разночтений. Имея дизайн-код перед глазами, бизнесмен экономит сначала, по сути, на этапе проектирования, так как город уже даёт набор готовых решений. То есть остается их адаптировать, правильно забрифовать своих проектировщиков или тех, кто будет этот проект разрабатывать.

И для этого уже есть, по сути, база. Второе — происходит оптимизация процесса проектирования, ресурсное планирование, потому что дизайн-код — это уже осуществленная предварительная оценка.

То есть еще до начала проектирования понятно, во что обойдется стройка, и траты перестают быть неожиданностью. Также на стадии планирования бизнес экономит на разработке дизайна. Потому что он уже воплощен в дизайн-коде, и ему просто нужно следовать.

Что легло в основу разработки дизайн-кода Ташкента? На мнение кого вы опирались?

— Специфика работы бюро “Атлас” —  это всегда устойчивые решения. То есть мы думаем не только про красоту, но и про реализуемость, про то, как это можно  построить, и можно ли. Как это возможно в дальнейшем эксплуатировать. При подготовке и дизайн-кодов, и мастер-планов обязательны социологические исследования и глубокое изучение контекста, работа с представителями администрации, со всеми департаментами, со всеми профильными ведомствами. В том числе в формате стат-сессий.

Это ещё и хороший этап для города с возможностью собрать в одном месте все имеющиеся данные, так как обычно они разрозненно хранятся по отдельным департаментам и управлениям. 

Говоря о специфике Ташкента, нам удалось выяснить, что местных жителей очень беспокоит сохранение культурной идентичности. Это же подтвердили местные эксперты и архитекторы. Как итог, в атласе Ташкента мы использовали набор диджитализированных инструментов по работе с колористикой. То есть мы сформировали цветовую карту города, проанализировали все архитектурные элементы, выявляли их коды, нашли традиционные культурные архитипы, вытащили их на поверхность.

И очень интересно, что далеко не все на местах замечают всю ту красоту, которая есть, и которую нам в итоге удалось вычленить в процессе подготовки дизайн-кода. Мы, по сути, препарировали среду и собрали скрытые элементы в огромную мозаику идентичности, вскрыли какие-то забытые или неочевидные коды. В итоге удалось выявить многие интересные, незамечаемые, но самобытные  элементы, как-то мозаика, орнаменты и кое-что еще. 

— И последний вопрос: какие экономические драйверы возможно запустить в Узбекистане, применяя стратегический подход к территориальному развитию? 

— Вообще туризм — это сильное направление в Узбекистане, пока, к сожалению, лишенное системного подхода. И тут есть два пути. Туризмом можно заниматься стратегически, также составляя мастер-планы, работая над отдельными туристическими кодами, например, специальными вывесками для туристов, маркировкой маршрутов, еще чем-то, а можно делать заходы через отдельные драйверы.

Рынки — один из них. Во-первых, потому, что это, конечно, культура еды, что очень важно. Но, к сожалению, пока в Узбекистане это работает только на местных жителей. Для туриста рынки пока находятся в довольно несимпатичном состоянии. А также  санатории — скрытый потенциал, в том числе в реализации велнес-туризма. Мы видим у Узбекистана в этом огромный потенциал.

Мы оценили его, создавая дизайн-код, который, по сути, заложил базу, закрепляя взаимодействие между бизнесом и властью. Туризм же является продолжением этого, если хотите, GR-взаимодействия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предупредило об ответственности за вмешательство в деятельность органов управления, признанных народом

В Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстройкомхоз) отреагировали на сообщения в социальных сетях о случаях принудительного присоединения органов управления...

Больше похожих статей