Аналитики портала energyprom обратились к состоянию дел в сфере зелёной энергетики Центральной Азии и провели собственное исследование.
В текущем году исполняется 10 лет с момента принятия Парижского соглашения по климату. Страны, подписавшие международный документ, в число которых входят и все пять государств Центральной Азии, взяли на себя обязательства по сокращению объёмов выбросов парниковых газов и развитию возобновляемой энергетики. По оценкам экспертов Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), в мире наблюдается рекордный рост объёмов использования источников «зелёной» энергетики, но даже этот прогресс пока не достаточен для эффективной борьбы с изменениями климата и обеспечения устойчивого развития. Всё дело в деньгах, их нужно вкладывать намного больше. Вот о каких цифрах идёт речь: за 2023 год глобальные инвестиции в объекты возобновляемых источников энергии (ВИЭ) составили 0,9 трлн долл. США. При этом чтобы достичь Целей устойчивого развития, нужно до 2030 года ежегодно вкладывать в сектор не менее 3,8 трлн долл. США.
А как обстоят дела в Центральной Азии? За последние несколько лет регион значительно продвинулся в развитии «зелёной» энергетики. По данным IRENA, в 2023 году суммарная мощность объектов ВИЭ в ЦА превысила отметку в 17,3 ГВт. В сравнении с 2018 годом рост значительный — на 26,6%.
Наибольший вклад в это достижение внесли Казахстан и Узбекистан. В Казахстане динамика за эти несколько лет была самой впечатляющей: плюс 83,4%. Общая мощность всех объектов ВИЭ в стране в 2023 году составляла 5,7 ГВт. Неплохо продвинулась в наращивании мощности «зелёных» объектов энергетики и РУ, где показатель достиг 2,7 ГВт, плюс 39% к 2018 году.
В Таджикистане рост за пять лет составил 15,6%, до 5,8 ГВт, а вот в Кыргызстане, напротив, наблюдалось сокращение мощностей сразу на 12,6%, до 3,2ГВт.
Важный момент: данные IRENA включают в себя все виды «чистой» энергетики, включая гидроэлектростанции (ГЭС). И именно гидроэнергетика в структуре мощностей объектов ВИЭ в странах Центральной Азии занимает доминирующие позиции. Например, в Кыргызстане и Таджикистане в 2023 году малые и большие ГЭС были единственными крупными источниками «чистой» энергетики. В Узбекистане доля мощностей ГЭС в общей установленной мощности объектов ВИЭ была подавляющей: 90,5%. А вот в Казахстане показатель составлял лишь 51,3%, что указывает на ощутимую диверсификацию объектов ВИЭ. Информация по Туркменистану не позволяет сравнивать это государство, мощности ГЭС в котором составляют всего 2 МВт от общей мощности в 7002 МВт, с другими странами ЦА. Туркменистан ориентирован на сжигание ископаемого топлива, развития «зелёной» энергетики фактически не наблюдается.
Стоит отметить: обобщённые данные публикуются международными источниками лишь спустя год после завершения периода. Поэтому сравнивать, насколько продвинулись страны ЦА в развитии «зелёной» энергетики за 2024 год, пока можно только по информации из разрозненных источников.
Например, в Казахстане в прошлом году, по данным Министерства энергетики РК, функционировали уже 148 объектов ВИЭ (помимо крупных ГЭС) общей мощностью в 2,9 ГВт. Среди них насчитывалось 59 ветровых электростанций (ВЭС), 46 солнечных электростанций (СЭС), 40 малых ГЭС. За 11 месяцев прошлого года суммарно они выработали 6,4 млрд кВт·ч (или 6% от общей генерации электроэнергии). У страны большие планы по дальнейшему развитию «чистой» энергетики — строительство крупных ВЭС и СЭС с привлечением иностранного капитала. По прогнозу ведомства, к 2035 году суммарная мощность объектов ВИЭ в Казахстане должна приблизиться к 9,7 ГВт.
В Узбекистане 2025-й объявлен Годом охраны окружающей среды и «зелёной» экономики. Страна активно внедряет новые технологии, увеличивает генерирующие мощности и развивает альтернативную энергетику. По данным администрации президента РУ, за последние три года в стране введено в эксплуатацию 16 ВЭС и СЭС общей мощностью в 3,5 ГВт, построено 35 малых ГЭС. В текущем году темпы планируют нарастить, за счёт денег инвесторов запустят ещё 16 объектов ВИЭ. Опыт Узбекистана интересен тем, что в стране не только продвигают крупные проекты в сфере энергетики, но и поддерживают общую культуру использования альтернативной энергетики предприятиями и населением. Например, государство обеспечивает субсидии жителям 60 тыс. домов, установившим на своих крышах солнечные панели, а Межотраслевой фонд энергосбережения покрывает часть расходов на покупку такого оборудования. По информации, озвученной президентом РУ Шавкатом Мирзиёевым в конце января, доля «зелёной» энергетики в общей структуре мощностей страны достигла 16%. До конца 2025 года власти планируют довести этот показатель до 26%.
С учётом того, как менялась доля ВИЭ в энергетике Узбекистана последние несколько лет, рост до 26% может стать настоящим прорывом, ведь с 2018 по 2023 год РУ, по данным IRENA, нарастила долю объектов ВИЭ лишь с 13,5% до 14,9%. Для сравнения: за тот же период Казахстан увеличил долю «чистой» энергетики в общей установленной мощности с 13,7% до 21,9%.
А вот показатели Кыргызстана за эти пять лет даже ухудшились на 7,7 п. п., до 77,6%. К слову, говоря о Кыргызстане, как и о Таджикистане, важно напомнить: в обсуждаемых показателях учтены и мощности ГЭС. Именно вклад гидроэнергетики позволяет этим двум странам ЦА демонстрировать такие большие доли объектов ВИЭ в общей установленной мощности: 77,6% и 88,9% соответственно.
В то же время настолько серьёзный удельный вес не диверсифицированной «зелёной» энергетики имеет свои минусы. Например, Таджикистан, по данным экспертов, из-за такой большой доли гидроэнергетики относится к странам, чувствительным к изменениям климата. Наличие электроэнергии зависит от состояния уровня рек и таяния ледников. В холодное время года жители многих регионов получают электричество всего на 8–10 часов в сутки. В то же время огромный потенциал солнечной энергетики в стране, где в году бывает 300 солнечных дней, фактически не используется.
Строительство новых объектов ВИЭ, в числе прочего, входит в одну из подкатегорий Индекса эффективности борьбы с изменением климата (CCPI). Этот показатель рассчитывается международной экологической организацией Germanwatch с целью повышения уровня прозрачности международной климатической политики.
В актуальном отчёте по индексу CCPI за 2024 год из стран Центральной Азии указываются данные только по двум — Казахстану и Узбекистану. Динамика индекса по внедрению объектов ВИЭ для сокращения объёмов выбросов парниковых газов оценивается как очень низкая. По этому показателю РУ и РК заняли 59-е и 61-е места соответственно, войдя в число аутсайдеров. Лидерами стали европейские страны — Норвегия, Швеция, Дания и другие.
Ребята, оглянитесь вокруг и вы увидите наши достижения: загаженный воздух, вырубленные зеленые насаждения, забетонированные каналы и реки, здания их бетона и стекла, повсеместные стройки без соблюдения элементарных строительных норм, заводы и фабрики, сбрасывающие не днем, так по ночам в атмосферу и воды ближайших рек отходы, заплеванные улицы, некачественные продукты питания. И это только малая часть нашего бытия. А вы о зеленой энергетике. для кого это пишется?