back to top
2.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 21 декабря, 2025

Его называли мудрецом

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться

5 января – день трагический для многих жителей нашего региона. В этот день в 1995 г. ушёл из жизни выдающийся государственный, хозяйственный и партийный деятель  Мирзамахмуд Мирзарахманович  Мусаханов, или как его называли в обиходе Мирза Махмудович. 

Как бы критически мы не оценивали сейчас советское прошлое огромной евразийской территории,¸ называемой  Средней Азией, нельзя не признать, что в тот исторический период сформировались тысячи прекрасных представителей не только науки, культуры, экономики, но и видных организаторов народного хозяйства,  политических деятелей разного уровня. Безусловно, к числу последних, нужно отнести героя нашей сегодняшней публикации.

Старшее поколение хорошо помнит этого крупного государственного, партийного и хозяйственного руководителя нашей республики, коим он  являлся на протяжении почти 50 лет, и по сей день отдаёт ему должное.

Но, на наш взгляд, и молодёжи было бы нелишне знать – как богатые природные способности, тяга к знаниям, целеустремлённость, умение правильно и эффективно организовывать и осуществлять свою работу, личное обаяние и коммуникабельность позволили пареньку из провинциальной Ферганской долины стать яркой, заметной фигурой не только республиканского, но и союзного масштаба.

Инженер – текстильщик по своему московскому образованию, Мирза Махмудович вскоре возглавил Ташкентский текстильный комбинат, работал первым заместителем, а затем и Министром лёгкой промышленности, председателем Ташгорисполкома, отраслевым секретарём Ташкентского обкома партии, председателем Узсовпрофа, после чего был избран секретарём ВЦСПС.

Успешная работа в Москве обогатила его бесценным опытом, масштабностью мышления, подлинным интернационализмом, развила в нём талант организатора и руководителя. Уже тогда, как мне кажется, о нём закрепилось устойчивое мнение, как о человеке очень взвешенным, мудрым, гибким и толерантным.

Наверное, совсем не случайно,  когда в 1960 году в СССР впервые приехала делегация революционной Кубы во главе с легендарным Эрнесто Че Гевара, именно Мусаханову было поручено открыть и вести митинг солидарности представителей трудовой Москвы с «островом свободы». А ведь в этом важнейшем мероприятии принял активное участие ряд руководителей КПСС, Советского государства, Министерства Иностранных дел, и т.д.  Че Гевара и все другие члены делегации были покорены поистине братским вниманием к ним новых советских друзей, что на долгие годы определило характер взаимоотношений между двумя странами.

Безусловно, немалая заслуга в этом была и у  ведущего митинга – представителя южной республики  страны М.М.Мусаханова. Не случайно, руководство  СССР верило в его способности и доверяло  ему. Как и другим выходцам из нашей республики на букву «М» – Члену Президиума и секретарю ЦК КПСС Мухитдинову Нуритдину Акрамовичу, Секретарю ЦК ВЛКСМ Муртазаеву Каюму Муртазаевичу, ответственному за сотрудничество с Отрядом Космонавтов.   

Вернувшись на Родину, Мирза Махмудович работает заместителем, 1-м заместителем Председателя Совета Министров республики, председателем Госплана, секретарём ЦК компартии Узбекистана,  Председателем Комитета партийно-государственного контроля,  Председателем Государственной комиссии по ликвидации последствий ташкентского землетрясения. В 1970 году он избирается 1 секретарём обкома крупнейшей, «внекатегорийной» столичной Ташкентской области, которую умело возглавлял до 1985 года. Свидетельством тому является неоднократное вхождение Мусаханова в состав членов Центрального Комитета КПСС и депутатов Верховного Совета СССР, а также присвоение ему звания Героя Социалистического Труда.

Тем не менее,  в разгул так называемого «узбекского дела»,  несмотря на свой авторитет и заслуги (а, скорее всего, именно поэтому), он был оклеветан и, наряду с большинством руководителей высшего и среднего звена республики, волюнтаристски посажен в тюрьму. Надо признать, что только благодаря проявленной воле нового лидера Узбекистана Ислама Каримова и обретению республикой независимости, М.М.Мусаханов был выпущен на свободу.

В силу преклонного возраста и пошатнувшегося здоровья, он уже не смог включиться в процесс активных демократических и экономических преобразований в молодой суверенной стране. Впрочем, наверняка сказалось и известное отторжение старых кадров, напрямую связанных с прежней социалистической системой и прежней советской супердержавой.

И очень жаль, потому что смена идеологических ориентиров не изменила его навыков крупного и способного хозяйственного руководителя, не поколебала его патриотической сути служения своему народу и самым благородным  идеалам  и устремлениям.

Мне довелось в течение десяти лет работать рядом с Мирзой Махмудовичем, а потому я вправе делать определённые суждения об уровне и талантах этой незаурядной Личности.

Назову лишь некоторые. Во-первых, его огромная трудоспособность, умение вычленить наиболее важные участки и задачи и сконцентрировать всё внимание на их решение. При его поразительной памяти (а он помнил по именам сотни людей даже в кишлачных глубинках, легко оперировал цифрами и экономическими показателями), наложенной на мощный интеллект, порой он производил впечатление человека, у которого в голове заложена запрограммированная ЭВМ – настолько чётко и оперативно он разрешал возникающие проблемы.

Во-вторых, его высокая культура, образованность, разносторонняя эрудиция, которую он никогда специально не демонстрировал, но она неожиданно очень уместно проявлялась. Так, в редких досужих разговорах он мог произнести нужную цитату из классиков, западных или отечественных, узбекских, а однажды удивил всех вопросом:

— А вы знаете, как продолжается песня «Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка тёмная была»? Ну, никак мы не ожидали таких познаний у человека, трезвого по всей своей сути, к тому же максимально сосредоточенного на конкретных делах государственного значения. Здесь следует добавить, что он умел тщательно работать с документами, очень грамотно писал и излагал даже сложные мысли и формулировки.

В-третьих, ему абсолютно была чужда поза, желание выделиться, привлечь внимание к своей особе. Никакого надуманного величия, никакого апломба, никаких амбиций. «Прост, как, правда!» – это и о нём. Его скромное обаяние подкупало всех – и академиков, и маститых писателей, и простых дехкан, и ткачих из Иваново, и зарубежных дипломатов. Помню, как на глазах менялось скептическое настроение у группы западных молодых радикалов, которые посетили республику в конце 70-х годов.

— «Какой мудрый патриарх!» – обменивались они после беседы с руководителем Ташкентского обкома. Помню и другой случай, когда мы вместе вылетели в Москву для записи его выступления по Центральному телевидению. Ушлые и несколько циничные журналисты из редакции общественно-политических передач не могли скрыть своего удивления от знакомства с партийным деятелем из далёкого Узбекистана. «Какой милый и мудрый собеседник!» – повторяли они.  Кстати сказать, Мусаханов совершенно не любил «пиариться»,  категорически отвергая все обращения представителей прессы. И только прямое и личное указание 1 секретаря ЦК Ш.Рашидова вынудило его дать упомянутое интервью на телевидении.

Далее – хотелось бы особо подчеркнуть его подлинный интернационализм, религиозную толерантность. В аппарате обкома у нас работали не только узбеки и русские, но и украинцы, белорус, армяне, евреи, татары, корейцы, казах, киргиз и таджик. Среди них были и секретарь обкома, и заведующие отделами. В числе  секретарей горкомов и райкомов, председателей исполкомов, руководителей крупных предприятий и хозяйств было также немало «нацменов».

За все годы моей работы я не помню ни одного случая, чтобы на бюро парткомов обсуждались персональные дела коммунистов по религиозным мотивам. И это не было проявлением «беззубости», скорее, это отражало трезвое понимание сложившихся реалий, когда многие активные и искренние члены партии продолжали придерживаться народных традиций, к примеру, обязательного обрезания.

Мирза Махмудович был очень тактичен и деликатен в вопросах, связанных с личной жизнью людей. Мне навсегда запомнился случай, когда он неожиданно пригласил меня к себе в кабинет и пытливо спросил об обстановке в моей семье, о самочувствии супруги. Я с благодарностью за заботу заверил его, что всё в порядке. Конечно, я понял, что какие-то стукачи-доброжелатели донесли до него слухи о моём, скажем, не очень строгом поведении по отношению к «прекрасному» полу и, разумеется, ждал серьёзного разговора с обвинительным уклоном и пристрастными вопросами. Но не было ни упрёков, ни угроз, ни назиданий. Наш аксакал  по-отцовски произнёс только, что, на его взгляд, у меня весьма достойная жена, что все её заслуженно уважают, и что ему лично никак не хотелось бы слышать о каких-то ненужных проблемах в нашем доме. И всё! Я и сейчас уверен, что в 99 случаях из 100 любой начальник воспользовался бы такой ситуацией для того, чтобы разоблачить подчинённого, строго предупредить его, и, в лучшем случае, милостиво отпустил бы, пожалев до поры до времени.

Он, действительно, умел защищать и заботился о своих кадрах. Я дважды испытал это на себе. Первый раз, когда по указанию ЦК КПСС в 1976 году в составе спецнабора должен был ехать на учёбу в Дипломатическую академию. Из-за скрываемой мною болезни желудка я был вынужден отказаться от этого предложения, чем вызвал негодование в отделе оргпартработы местного ЦК. Но Мирза Махмудович понял и поддержал меня. А во второй раз, когда опять же по решению ЦК КПСС я в январе 1980 года направлялся советником по идеологическим вопросам в бушующий Кабул. Правда, отстоять меня от этой опасной поездки ему не удалось, поскольку в телефонном разговоре из Москвы Шараф Рашидович сделал ему замечание, что «надо мыслить глобальными категориями, а не местническими интересами». Возражать Рашидову Мусаханов не мог и не хотел.

И в этом ярко проявлялась ещё одна его черта. Он был беззаветно предан коммунистическим идеалам,  руководству страны,  которое, прежде всего, олицетворялось для него в лице Ш.Р.Рашидова. Предельно надёжный и верный, Мусаханов всегда поддерживал главу нашей республики в его чрезвычайно сложной и ответственной деятельности. В таком честном служении, с одной стороны, проявлялась его сильная черта, но, с другой, определённая слабость, зависимость от «капризов» меняющегося времени.  Ведь именно поэтому, после смерти Рашидова, он, как ближайший соратник покойного лидера республики, подвергся унизительной хуле и расправе. Он не кривил душой, не стал, как большинство других, отказываться от своего прежнего кумира, за что был отправлен «на Голгофу». Почти в восьмидесятилетнем возрасте!

Таковы были судорожные метаморфозы гибнущей когда-то великой державы.

Но само явление Мирзамахмуда Мирзарахмановича Мусаханова, даже на фоне допущенных в стране колоссальных ошибок, во-многом  объясняет и оправдывает всё лучшее, что было связано с трагической попыткой в ХХ веке изменить жизнь к лучшему на нашей земле.

Во всяком случае, становится всё более очевидным, что такие Личности нужны для народа во все времена, а их дефицит особо ощутим. Это особенно стало заметно, когда к руководству нашей независимой страны пришёл Шавкат Миромонович Мирзиёев.  Он неоднократно подчёркивает, что в числе самых заметных фигур 20-го века, особое место занимает М.М.Мусаханов.

В сегодняшней прессе Узбекистана  появилось  множество   упоминаний о прошедшем  круглом юбилее бывшего крупного государственного деятеля нашей республики. Он остаётся в памяти всех знавших и уважавших его соратников и наследников. Полагаю, что вполне уместно будет здесь подчеркнуть, что после кончины в Германии любимой супруги его Джамили – опы,  заботу и внимание к естественным нуждам взяли на себя его дети,  внуки, зятья, особенно  старшая дочь Сажида.  Недавно она сама скоропостижно  скончалась, о чём можно только сожалеть.

А мой данный опус – скромная дань памяти этого уникального, замечательного человека и патриота Мирзы Махмудовича Мусаханова!                                                                                                                           

А.М.Ходжаев

Фото из семейного архива

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. сайт НУЗ , зачем так начинать статью ? Как бы критически мы не оценивали сейчас советское прошлое ?
    кто мы ? либералы ? народ так не оценивает , кроме молодёжи которую просто уже переориентировали в иную плоскость ! да и какое у вас право оценивать ? те кто жил тогда в массе своей оценивают ту эпоху положительно !
    кстати , Президент страны Мирзиеев поднялся с низов, с комсомола , по партийной линии ! сейчас вы верите что будущий Президент будет из народа ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Об одном переводе весны 1984 года

Наше быстротекущее время меняет скорость жизни, но не всегда меняет её смысл. Когда-то дорога, ожидание и личная встреча были...

Больше похожих статей