Грандиозный Большой международный фестиваль симфонической музыки, посвященный десятилетию Государственного симфонического оркестра Узбекистана, прошедший в Ташкенте с 15 октября по 20 декабря, завершился в прошлую пятницу масштабным «Реквиемом» Джузеппе Верди, став выдающимся музыкальным событием в нашей республике. Величайшее и масштабное сочинение великого итальянского гения прозвучало ярко, контрастно, образно. Его исполнили ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои, сводный хор (хормейстер Юлдуз Хуснитдинова) и Государственный симфонический оркестр Узбекистана под управлением его художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста Республики Узбекистан Камолиддина Уринбаева.
В тот вечер на сцене Большого зала Государственной консерватории Узбекистана удалось собрать 300 исполнителей. Четыре хора – хор Государственного симфонического оркестра Узбекистана (хормейстер Фарогат Абдусаламова), Студенческий хор (хормейстер Севара Кадырова) и хор Музыкального театра-студии (хормейстер Мансур Кодиров) Государственной консерватории Узбекистана, хор ГАБТ имени А. Навои (хормейстеры – народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова). Ну а также солисты, лауреаты международных конкурсов – Малика Норматова (сопрано), Яника Багрянская (меццо-сопрано), Бекзод Садыков (тенор), заслуженный артист Республики Узбекистан Кирилл Борчанинов (бас) и оркестр.
«Реквием» – выдающееся произведение Верди, написанное не для оперного театра, но при этом глубоко с ним связанное. Напомню, этот жанр является траурной заупокойной мессой, посвященной памяти усопших. Однако в сочинении Верди нарушен канон заупокойной службы: семь частей (вместо двенадцати) наполнены чисто оперными образами, яркими, виртуозными сольными эпизодами, развернутыми ансамблями и грандиозными хорами. А большой по составу оркестр не только аккомпанирует певцам, но и рисует красочные картины. Не случайно «Реквием» Верди часто называют его двадцать седьмой оперой, невероятная близость мелодий и форм которого действительно близка по стилю к вершинным театральным сочинениям композитора, и, прежде всего, к «Аиде», но также и к «Дону Карлосу» и «Силе судьбы». Он в высшей степени человечен, эмоционален и театрален.
Это произведение посвящено памяти писателя Алессандро Мандзони, роман которого «Обрученные» Верди прочел еще в шестнадцатилетнем возрасте. Композитор боготворил его автора, называл «образцом добродетели и патриотизма». Его долгожданная встреча с писателем состоялась в 1868 году, а 22 мая 1873 года Мандзони скончался. Принять трагическое известие об его уходе в мир иной Верди было чрезвычайно трудно. Буквально через несколько дней он решил посвятить Алессандро Мандзони реквием, исполнение которого планировал в Милане в годовщину смерти писателя. И оно состоялось 22 мая 1874 года в соборе святого Марко под управлением автора, а спустя три дня – в театре Ла Скала и прошло с огромным успехом.
Столь же успешно эта траурная месса под управлением Верди была исполнена в 1875 году в Париже, Лондоне и Вене, а затем в Мюнхене и в Петербурге.
Таким образом, с самого рождения и до сегодняшнего дня «Реквиему» сопутствует грандиозный успех. Начиная с миланской премьеры, он победно шествует по миру, являясь одним из самых исполняемых сочинений в истории музыки. Величайшие дирижеры и певцы интерпретировали это сочинение, ставшее со временем достоянием не только концертных залов, но и театров: сценические, театрализованные версии стали особенно популярны в последние десятилетия.
На днях «Реквием» великого оперного гения поразил узбекистанцев до глубины души, несмотря на то, что Ташкент не был им обделен. Достаточно вспомнить его исполнение на сцене ГАБТ имени А. Навои под управлением лауреатов международных конкурсов Бобумурада Худойкулова и Алибека Кабдурахманова. Однако я не хочу сравнивать эти интерпретации. Зачем? Тогда тоже звучали продолжительные аплодисменты. Во время нынешнего его исполнения в зале стояла гробовая тишина. Он был полон вдохновленной публики, которая внимала высокий уровень исполнения, душевный подъем, артистизм, с которым пели солисты, хор и играли музыканты, великолепный и харизматичный маэстро Уринбаев… Это был восторг!
Итак, о чем «Реквием» Верди? Его божественная музыка о важности человеческого смирения, о единой неумолимой участи для всех, о милости и наказании Всевышнего, о гневе Божьем и возмездии. Это сочинение по праву называют величайшим произведением Верди и одним из величайших в мировой музыкальной культуре, потрясшим современников: «Только гений, – сказал Иоганнес Брамс, – мог написать такое произведение!»
Под управлением Камолиддина Уринбаева солисты, хор и оркестр грандиозно исполнили «Реквием» Верди. Удивительно, как преображалась музыка в пространстве Большого зала нашей консерватории. Маэстро прекрасно владеет как форте, так и пьяно, эффектно ведет темы и выжимает из исполнителей максимум – не случайно великий российский музыкант и дирижер Геннадий Рождественский, отмечая талант Уринбаева, предрекал ему большое будущее. Ведь именно его понимание музыки дает слушателю то, что он в итоге слушает. А в ней были слышны и тихие вздохи, и безутешный плач, и отчаянные рыдания, которые впоследствии постепенно усмиряют ангельские голоса, божественная любовь и мудрость. Интерпретация маэстро Уринбаева с первых тактов погрузила слушателей в «Реквием», который начался едва слышным шепотом хора, которому оппонировал более светлый, энергичный квартет солистов. Далее звучание оркестра и хора становится более экспрессивным, грандиозные тутти, полные зловещих красок, сочетались с невероятно нежными, проникновенными пиано и осмысленной фразировкой. Здесь была и точность, и филигранность, и слаженность.
В тот вечер порадовали и певцы. Для них, кроме Бекзода Садыкова, это был не первый опыт исполнения вердиевского «Реквиема». Тем не менее, Садыков ровно и без напряжения вел свою партию. Трагическую нотку вносил Кирилл Борчанинов, голос которого звучал весомо, величественно и вместе с тем мягко и задушевно. Во всем ощущалось его мастерство, прекрасный вкус и глубокое понимание данного музыкального опуса. Очень сердечно и проникновенно пели Малика Норматова и Яника Багрянская. Нежный, легкий, красивый голос Малики особенно тронул в финале, где у нее была большая партия с мольбами, страхами, ужасающими картинами Судного дня и цепенеющим предчувствием веры, высказанной практически шепотом. Хороша была и Яника Багрянская, особенно во второй части «Реквиема» – «Дне гнева», где у нее самая большая партия, в которой она была проникновенна и выразительна.
Потрясли хор и оркестр. Последний заслуживает особой похвалы. Отмечу его слитность, выпуклый осязаемости звук даже в тончайшем пианиссимо, а также мощное форте, практически превращающееся в яркий зримый образ. Сегодня коллектив находится в замечательной форме и играет на уровне лучших мировых оркестров. В этом, безусловно, заслуга Камолиддина Уринбаева, под управлением которого все исполнители слились в единое целое.
Это была одна из лучших и вдохновенных интерпретаций «Реквиема»: нечто грандиозное – то, что надолго остается в памяти и живет глубоко в сердце. Яркое подтверждение этой оценки – нескончаемые овации, которые грянули не сразу, а лишь через нескольких минут после услышанного. Зал аплодировал стоя, вызывая исполнителей на поклоны много раз, кричал «Браво», никто не спешил бежать в гардероб, напротив, артистов, дирижера и оркестр долго не отпускали со сцены…
В завершении замечу, заключительный аккорд прошедшего Большого международного фестиваля симфонической музыки «Реквиемом» Верди – одно из сильнейших впечатлений уходящего високосного года, если не сильнейшее. Это было мощно и грандиозно! От всей души поздравляю всех причастных к этому празднику высокой музыки!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Эргаша Каримова