В один из пятничных вечеров в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана с большим успехом прошёл Концерт камерной музыки с участием педагогов нашего прославленного музыкального вуза, лауреатов республиканских и международных конкурсов – доцента Елены Матвеевой (скрипка), старших преподавателей Ойбека Имамова (виолончель) и Нигоры Хусановой (фортепиано). В тот вечер с большим подъемом прозвучала музыка С. Рахманинова, Р. Шумана, А. Пьяццоллы. Выбранные сложные и объёмные произведения этих авторов потребовали не только хорошего технического подкрепления исполнителей, но и их глубокого чувственного осмысления.
Нечасто встречается и такой ажиотаж, который царил в тот вечер в Органном зале: количество публики на концерте камерной музыки было таким, что пришлось устанавливать дополнительные стулья. Пришли не только родственники и студенты участников камерного вечера, но и большое количество любителей музыки, посетившие его в надежде на хорошее времяпрепровождение. И ожидания слушателей полностью оправдались: музыканты показали высокий уровень исполнения, продемонстрировав мастерство ансамблевой игры.
Замечу, камерная музыка сложна для исполнителей, ведь это работа солистов, объединённых в небольшой состав, где каждый вдох музыканта на виду у слушателя. В тот незабываемый вечер дыхание музыкантов трио было одно на всех. Здесь было всё – и магия внимания, и взаимопонимания, и профессионализма. Их сложный, многогранный материал был весь на виду, пленив своей насыщенностью, ювелирностью. Чувствовалось, что музыкантам играть в ансамбле было комфортно, они понимали намерения друг друга без слов и даже с полувзгляда и полужеста, что обычно бывает среди близких людей. Но важнейшая характеристика трио – это виртуозность их игры. Это был доверительный разговор трёх друзей, о которых, дорогие читатели, я и хочу рассказать.
Итак, Елена Матвеева, Ойбек Имамов, Нигора Хусанова – выпускники Государственной консерватории Узбекистана. Все трое получили прекрасную школу как сольного, так и ансамблевого мастерства: Нигора Хусанова в классе специального фортепиано заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора О. Ю. Юсуповой (у неё же окончила ассистентуру-стажировку), и камерного ансамбля старшего преподавателя З. А. Бабаджановой, Елена Матвеева в классе скрипки профессоров А. А. Хашимова и В. Г. Юденича и камерного ансамбля профессора А. Г. Грингоф. Ойбек Имамов учился в классе виолончели профессора У. З. Имамова и камерного ансамбля и. о. профессора З. С. Мухамеджановой, а в ассистентуре-стажировке Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе виолончели профессора Н. Н. Шаховской и в классе оперно-симфонического дирижирования профессора В. А. Понькина. Все трое принимают активное участие в музыкальной жизни Ташкента – выступают как солисты, ансамблисты, а также играют с оркестрами Узбекистана. Музыка – это всё в их жизни. Она даёт им невероятное счастье, ощущение счастья.
Каждый из состава трио является личностью, каждый из них обладает своими вкусами и предпочтениями звука. Тем не менее, им удалось создать архитектуру произведений, заявленных в программе, которые они вместе сыграли. Успешны музыканты и в педагогической деятельности.
Отмечу Нигору Хусанову, которая работает на кафедре специального фортепиано. Она воспитала в своем классе свыше 30 лауреатов республиканских и международных конкурсов, а также обладателей Государственных премий имени Ислама Каримова и Зульфии. Одержимая идеей развития музыкального исполнительства и поддержки талантливой молодёжи, Хусанова неоднократно выезжала со своими учениками в различные регионы Узбекистана, где проводила концерты класса и давала мастер-классы ученикам и студентам школ и колледжей, а также в рамках программы «Устоз-шогирд» выступала в дуэте со своими воспитанниками в Самарканде, Бухаре, Навои, Ургенче, Нукусе.
У Елены Матвеевой большой опыт оркестровой игры. Будучи студенткой, она играла в камерном оркестре «Юные дарования Узбекистана» (художественный руководитель и дирижёр заслуженный работник культуры Узбекистана А. Конаржевский), с которым гастролировала в городах Германии и Польши как солистка и артистка оркестра. После этого работала в камерном оркестре Узтелерадиокомпании (художественный руководитель и дирижёр В. Медюлянов), а потом по приглашению известного скрипача Марата Бисенгалиева была концертмейстером Западно-Казахстанского филармонического оркестра, с которым гастролировала в Индии, Лондоне, Японии и участвовала в записи его концертных программ на студии «SONY BMG». Помимо этого, работала солисткой и концертмейстером в ансамбле «Омнибус» и в Государственном симфоническом оркестре Узбекистана (художественный руководитель и главный дирижёр, народный артист Узбекистана К. Уринбаев).
Из богатой творческой биографии Ойбека Имамова, пожалуй, выделю его активное участие в различных исполнительских конкурсах, которых у него свыше 10, и на которых он завоевал самые высокие места, включая Гран-При международного конкурса виолончелистов «Шабыт» (г.Астана, Казахстан, 2006г.), Гран-При и «Кубок президента Казахстана Нурсултана Назарбаева» международного конкурса «Шабыт» по специальности квартетное искусство (г. Астана, Казахстан, 2010г.), а так же Гран-При в дуэте с Нигорой Хусановой на международном конкурсе «CIMP Citta de Pesaro» (Италия, 2018г.).
Не могу не отметить активность Ойбека и в работе симфонического оркестра СНГ под руководством В. Спивакова и А. Валитова, с которым виолончелист гастролировал в городах СНГ, России, США и Китае.
К этому следует добавить сольные и камерные концерты Имамова, которые он успешно сыграл в 2021 году в одиннадцати городах Японии. Их программа включала произведения И. С. Баха, Д. Поппера, А. Глазунова, П. Чайковского, а также очень много японских народных песен в переложении для виолончели. Как отмечалось в прессе, наш земляк играл виртуозно.
Однако вернусь к прошедшему концерту, программу которого открыло известное Элегическое трио №1 для фортепиано, скрипки и виолончели (соль минор) С. Рахманинова, после которого прозвучала первая часть его второго Элегического трио ре минор (ор.9). Оба эти произведения – шедевры мирового музыкального искусства. Они сложные технически, масштабные (второе трио Рахманинова, к примеру, звучит около 50 минут). Оба глубокие, очень красивые и являются мечтой любого исполнителя. Однако по большому счёту, композитор не проявлял интереса к камерной музыке. Его наследие в этом жанре – это две части струнного квартета, два названных фортепианных трио и соната для виолончели и фортепиано.
Трио №1 написано Рахманиновым в 1891 году, когда он был ещё студентом Московской консерватории. В нем видны аналогии с фортепианным трио Чайковского «Памяти великого артиста» – сходство главных партий, трагичность образов и т.д. В этом произведении еще не достигнуто совершенство композиторской техники, но на лицо характерные черты творческого облика его автора – это мелодическое начало, взволнованность, лирическая природа тем, песенный склад, трагизм, патетические интонации, контрастные сопоставления лирики и патетики и очень виртуозное, насыщенное изложение фортепианной партии.
Известно, что Сергей Васильевич был эталоном для многих поколений пианистов. Его игра отличалась глубиной исполнения, вниманием к интонации, «пением на фортепиано». В тот вечер чувствовалось, что музыканты трио опирались именно на эти отличительные черты. А если учесть, что по природе и скрипка, и виолончель близки к человеческому голосу, то с «пением» они легко справились, мастерски и вдохновенно, исполнив оба трио.
Что касается феноменального Элегического трио №2, то его слушать без внутреннего волнения и удовольствия невозможно. Оно было написано Рахманиновым в 1893 году в память о Чайковском под названием «Памяти великого художника». Исполнив только его первую часть, музыканты создали незабываемый камерный ансамбль, в котором перекликались, как единое целое, ажурная фортепианная игра Нигоры Хусановой, деликатная по звукоизвлечению скрипка Елены Матвеевой и неповторимая виолончель Ойбека Имамова.
Не менее знаковым стало исполнение известных Трёх фантастических пьес для виолончели и фортепиано (ор.73) Р. Шумана, написанные в то время, когда композитор жил с семьёй в Дрездене. Это был относительно спокойный период в его жизни, когда он наслаждался тихим семейным счастьем, находя удовольствие в простых повседневных радостях. Фантастические пьесы Шуман написал для кларнета и фортепиано, скорее всего, для какого-нибудь домашнего концерта, который был очень развит в то время. В такой обстановке их впервые исполнили Клара Шуман и дрезденский кларнетист Иоганн Котте, а в прошедшем концерте – Нигора Хусанова и Ойбек Имамов, которые играли весьма профессионально, интересно. Стоит отметить, что виолончелист и пианистка составили очень хороший ансамбль, хорошо слышали друг друга. Ни разу, даже на форте, Хусанова не заглушила Имамова. Их замечательное исполнение передало всю полноту звучания, выразительную певучесть и эмоциональную насыщенность камерного цикла Шумана.
Настоящим подарком для слушателей стало зажигательное исполнение Е. Матвеевой, О. Имамовым и Н. Хусановой одного из самых известных современных танго «Либертанго» А. Пьяццоллы. На бис музыканты великолепно сыграли «Обливион» («Забвение») этого же автора.
Трио исполнило свою разнообразную программу замечательно, показав разнообразие своего артистического диапазона. Их успех был очень большой, переходящий в овацию после каждого исполненного произведения. И это понятно, ведь они смогли заразить своей игрой зал, внушив ему ценное состояние причастности к исполнению. Между музыкантами, между их темпераментами был глубокий и интересный диалог, сделавший вечер камерной музыки незабываемым. Слушатели благодарили исполнителей за их талант и мастерство, за яркие эмоции и неповторимые впечатления, которые они им подарили!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Севинч Бакиевой.