История – это не только учебники, монографии, статьи… Это также те люди, которые ее создают своей памятью, уважением к прошедшим событиям и, в первую очередь, уважением к тем, кто делал эту историю. Именно они сами в первую очередь достойны самого глубокого уважения. Виталий Борисович Арсентьев, в середине семидесятых годов работавший вторым секретарем ЦК ЛКСМ Узбекистана является живой летописью комсомола нашей республики.
У меня особое отношение к Шавкату Тураевичу Туляганову, которое сделал огромное дело, издав книгу об Эргаше Гафуровиче Гафуржанове, которому исполняется 85 лет! Нельзя не отметить и весомый вклад Фархода Исмоилова, Жаббора Раззакова, помогавшие изданию книги. Она стала подлинной историей жизни молодежи XX века.
Некоторые выдержки из книги я публикую в этой статье:
«Оглядываясь назад, мы видим, что некогда гремевшие имена, затем постепенно затухают и бесследно растворяются в реке забвения, и наоборот – остаются личности, с которыми мы может повседневно сталкивались и даже не думали, что имена их впоследствии впишутся в летопись истории… Шараф Рашидов, Окил Умурзакович Салимов, Исмоил-ака Джурабеков, Хамракул Турсункулов…
В этом ряду есть и имя Эргаша Гафуровича Гафурджанова. Завершал он свою политическую карьеру на весьма крупной и влиятельной должности заведующим отдела ЦК Компартии Узбекистана. Но в истории, я думаю, он останется как блестящий и авторитетный лидер молодежного движения республики, как принципиальный и твердый наставник сотен тысяч юношей и девушек.
После окончания факультета журналистики ТашГУ я отслужил два года в армии и вернулся старшим лейтенантом запаса. Буквально через пару дней мне позвонил Геннадий Павлович Мара-Новик, редактор «Комсомольца Узбекистана» и сразу предложил должность корреспондента. Это было весьма лестное предложение, поскольку молодежка была очень авторитетной газетой, и попасть в ее штат было довольно-таки трудно.
Но пошел я работать в детскую газету «Пионер Востока», причем на самую низкую должность корректора. Тогдашний ее редактор Уткур Абидович Закиров напомнил мне, что я с шестого класса печатался в этой газете, награждался ее поездкой в Артек, получил от газеты «Пионер Востока» направление на учебу в университет. Пора возвращать долги… Год я отработал корректором, потом еще пару лет был корреспондентом, год- заведующим отдела…
Должность ответственного секретаря считалась уже номенклатурной и собеседование я проходил у секретаря ЦК ЛКСМ по идеологии. Поговорив со мной минут пятнадцать, Олим Джураевич неожиданно повел меня в приемную первого секретаря. Я остался в приемной и минут через десять вышел Эргаш Гафурович. Он видимо куда-то торопился и поэтому тут же в приемной он внимательно посмотрел на меня и сказал:
— Ты правильно сделал, что не пошел в молодежку. Да, я знаю об этом…, Геннадий Павлович жаловался, что Уткур Абидович переманил тебя. Но никто тебя не переманивал, а ты вернул свой долг. Но рассчитался ты еще не до конца, поэтому иди и работай дальше…
По статусу он, Первый секретарь ЦК комсомола, не был обязан встречаться с ответственным секретарем детской газеты. Это уровень секретаря по идеологии. Через несколько лет, уже учась в Академии в Москве, я спросил Эргаша Гафуровича об этом. Он, по-моему, даже немного удивился моему вопросу.
— «Пионер Востока» это республиканская газета, у нее свой огромный пласт читателей – сказал он, — Я же помню, что совокупный тираж двух пионерских газет был около двух миллионов, намного выше, чем у молодежек. Да и от вас, ответственных секретарей зависело оформление, а это очень важно же для детей…
Представляете, лидер многомиллионной молодежной организации Узбекистана прекрасно знал аудитории наших газет и роль каждого сотрудника детской газеты. В конце семидесятых блестящий журналист нашей газеты Павел Шуф «откопал» уникальную историю о шестнадцатилетнем пилоте Аркадии Каманине из Ташкента. Мы начали давать серию материалов под названием «Орленок из Ташкента». Кстати, отец Аркадия генерал Каманин был первых организатором и руководителем отряда космонавтов СССР.
В один прекрасный день мне сказали явиться в ЦК комсомола с материалами об этом юном герое. Вдвоем с Павлом Шуфом, у которого под мышкой было толстенная папка материалов, мы поднимались на второй этаж по винтовой лестнице, когда из своего кабинета неожиданно вышел Эргаш Гафурович и направился к нам навстречу. Разумеется, мы тут же «тормознули» и отошли в сторону. Эргаш Гафурович остановился и поманил нас обоих.
-Надеюсь, у вас все факты в ваших материалах выверены, — сказал он и неожиданно спросил. -какая от нас помощь требуется?
Я растерялся, но Павел, молодец, тут же нашелся:
— Эргаш Гафурович, наш редактор, — кивнул он на меня, — не дает мне командировку в Москву, говорит денег нет.
Первый вопросительно посмотрел на меня…
— У нас командировочный фонд, — объяснил я, — рассчитан только на внутриреспубликанские командировки, а чтобы отправить в Москву, нужно согласование с ЦК комсомола.
Эргаш Гафурович повернулся к стоявшему рядом управделами Рихсиеву и приказал:
— Оформите им командировку в Москву от нас… Пусть едут на сколько им надо…
От нас – означало, что Павел поедет в Москву по командировке ЦК комсомола, а это означало беспрепятственный доступ во многие кабинеты. Так и случилось… Павел, благодаря Эргашу Гафуровичу, даже встретился с генералом Каманиным».
Эргаш Гафурович всегда с пониманием и уважением относился к средствам массовой информации. Все редактора, подведомственные комсомолу изданий, ежегодно поощрялись различными наградами, премиями, поездками за границу, квартирами и так далее. Он регулярно приглашал к себе руководителей газет и журналов, а уж особые отношения у него сложились с редакторами комсомольских газет.
Лутфулла КАБИРОВ, редактор газеты «Пионер Востока» 1979 – 1986 гг., кандидат философских наук.