Глава третья
В 1856 году, по ходатайству Гасфорта, Валиханову был досрочно присвоен чин поручика. К тому времени он был уже действительным членом Русского географического общества, куда был принят по ходатайству вице-президента общества П. П. Семёнова [1].
Несомненное влияние на Валиханова в то время оказали два человека. Уже упомянутый Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский и великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский.
Две грандиозные фигуры – Чокан Валиханов и Пётр Семёнов, — Тян-Шанским он стал только в 1906 году, — конечно же не могли разминуться. У них было много общего — любовь к родному краю, жажда открыть неизведанное, тяга к просвещению народа, демократические идеалы. Оба закончили военные училища, — Семёнов школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Санкт-Петербурге, — но больше тяготели к науке.
Познакомились два выдающихся учёных в Омске, куда проездом на Тянь-Шань заехал в Омск известный путешественник. Две родственные души сразу потянулись друг к другу. Семёнов был старше Чокана на восемь лет, но уже занимал пост вице-президент Русского географического общества. Они разговорились и Петр Петрович горячо поддержал идею, предложенную молодым пытливым исследователем, — побывать в Восточном Туркестане, в Кашгаре. И с этого момента, уже достаточно известный географ и путешественник активно способствовал публикациям материалов, собранных его молодым коллегой.
Вот, что пишет Потанин: “Впоследствии, когда Чокан был уже офицером, П. П. Семенов писал о нем в рекомендательном письме к своему дяде как об удивительном молодом человеке, который, живя в глухой провинции, сумел приобрести громадную начитанность в литературе о Востоке”[2].
Именно по рекомендации Семёнова 21 февраля 1857 года Валиханов был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Зимой того же года Чокан работал над материалами, привезенными из поездки на Каркару, Иссык-Куль и в Кульджу: написал очерки об истории киргизского народа, делении на роды, о его обычаях и культуре. Научные результаты первых путешествий молодого Чокана Валиханова в 1856-1857 годах отражены в его замечательных путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа», «Записки о киргизах». Начитанность Валиханова в области истории Востока и составленная им библиотека, удивили Петра Петровича. Собранные Валихановым материалы, его солидные знания, пытливый, проницательный ум молодого ученого обещали в глазах П. П. Семенова многое.
В своих мемуарах Семенов так передал свои впечатления о Валиханове: «За время краткого моего пребывания в Омске… особенное мое внимание обратили на себя два талантливых молодых туземцев, незадолго перед тем окончивших курс в Омском кадетском корпусе, которые сами искали случая познакомиться со мной. Один из них, родом казак, поразил меня не только своей любознательностью и трудолюбием, но и необыкновенной, совершенно идеальной душевной чистотой и честностью своих стойких убеждений; это был прославившийся впоследствии как путешественник и исследователь Сибири и Центральной Азии Григорий Николаевич Потанин. […]. Другим лицом, особенно меня заинтересовавшим в Омске, был Чокан Чингисович Валиханов. Киргиз родом из Средней орды, он был внуком последнего киргизского хана Валия и правнуком знаменитого Аблай-хана, потомка Чингисхана. Его мать была родная сестра Митридата киргизского народа — Кенесары Касымова. Родная его бабка по отцу — вдова хана Валия — со своими детьми оставалась верной России в то время, когда остальные сородичи, дети хана Валия от первого брака и его братья, не хотели признавать того, что хан Вали принял русское подданство. Александр I с большим вниманием отнесся к вдове хана Валия и велел выстроить ей первый в киргизской степи дом, в котором и родился Чокан Валиханов. Обладая совершенно выдающимися способностями, Валиханов окончил с большим успехом курс в Омском кадетском корпусе, а впоследствии уже в Петербурге под моим влиянием слушал лекции в университете и так хорошо освоился с французским и немецким языками, что сделался замечательным эрудитом по истории Востока, и в особенности народов, соплеменных киргизам.»[3].
В Семипалатинске, куда Валиханов заехал возвращаясь из Кульджи, он знакомится и с Достоевским. И тоже благодаря Семёнову, давнему приятелю Фёдора Михайловича ещё по Петербургу. Друзья встречаются каждый вечер, проводя время в нескончаемых разговорах о политике, новейшей русской литературе — о Тургеневе и Толстом. И конечно же о религии: о Коране и Евангелии, о мусульманстве и православии, о том, насколько повлияло христианское учение на Запад, а Коран на Восток, и, в связи с этим очень важная для обоих тема России и Азии. И конечно же, они говорили о Крымской войне и Достоевского поразил непритворный патриотизм Чокана.
Это длилось до конца ноября, когда Валиханов и Семёнов уезжают по своим делам а Достоевский остаётся в Семипалатинске. Но общение продолжается посредством переписки. 5 декабря Чокан пишет писателю из Омска: «Расстаться с людьми, которых я так полюбил и которые тоже были ко мне благорасположены, было очень и очень тяжело. Мне так приятны эти немногие дни, проведенные с Вами в Семипалатинске что теперь только о том и думаю, как бы еще побывать у Вас. Я не мастер писать о чувствах и расположении, но думаю, что это ни к чему. Вы, конечно, знаете, как я к Вам привязан и как я Вас люблю Прощайте пока, Федор Михайлович. Скоро я буду писать более подробно и многогласно. Жду я Вашего ответа. Анне Андреевне[4] я отдал Ваше письмо: она, кажется, очень довольна.
Ваш покорный слуга Чокан Валиханов»[5].
Переписка этих двух великих людей продолжалась в течении шести лет, с декабря 1856-го по октябрь 1862 года.
Сохранилось и ответное письмо Федора Михайловича: «Дорогой мой друг, милый Чекан-Чолканович (так в шутку называл Валиханова Достоевский, В. Ф.). Вы спрашиваете совета: как поступить Вам с вашей службой и вообще с обстоятельствами. По-моему, вот что: не бросайте заниматься. У вас есть много материалов. Напишите статью о Степи. Ее напечатают (помните мы об этом говорили). Всего лучше, если б вам удалось написать нечто вроде своих записок о степном быте и т. д. Это была бы новость, которая заинтересовала бы всех. Так было-бы ново, а вы, конечно, знали-бы что писать (н. примерно, вроде Джона Тиннера в переводе Пушкина, если помните). На вас обратили бы внимание и в Омске, и в Петербурге. Материалами, которые у вас есть, вы бы заинтересовали собою Географическое общество. Одним словом, и в Омске на вас смотрели бы иначе… Не великая-ли цель, не святое-ли дело, быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал России, что такое Степь, ее значение и ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине просвещенным ходатайством за нее у русских. Вспомните, что вы первый киргиз – образованный по-европейски вполне. Судьба же вас сделала в добавок превосходнейшим человеком, дав вам и душу и сердце”[6].
И молодой учёный последовал совету великого писателя.
В работах, составленных по материалам экспедиции на Иссык-Куль, Валиханов рассказал о родной Степи. Об истории и географии, о нравах и обычаях киргизов, их преданиях, песнях и сказках, передаваемых из поколения в поколение. В этих работах Валиханов стремился опровергнуть распространённое в то время в России и Европе понятие о кочевых племенах как об ордах свирепых дикарей. Воспитанник русской культуры, он впервые открыл для русского читателя литературные памятники киргизов и казахов. «Нам, русским, особенно непростительно пренебрежение к изучению Средней Азии, нашей соседки»[7], – писал Валиханов. Показательно, что Валиханов считал себя русским человеком, вовсе не отказываясь при этом от своей национально идентичности.
А вскоре произошли события принесшие глубокие перемены в судьбе нашего героя.
В.ФЕТИСОВ
Продолжение следует
На заставке: Старинная открытка с фотографии Соломона Лейбина
[1] Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович (1827 — 1914) — русский географ, ботаник, статистик, экономист, путешественник, государственный и общественный деятель. Приписку к своей фамилии «Тян-Шанский» он получил, поскольку описал Тян-Шанские горы (в современном написании — Тянь-Шаньские).
[2] “Сибирская жизнь”, № 17, 1913 г.
[3] П. П. Семенов Тянь-Шаньский. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 годах // Петр Петрович Семенов-Тянь-Шаньский. Мемуары. Том второй. М. ОГИЗ. 1948
[4] Анна Андреевна фон Гравве, жена коменданта Омской крепости. Оказывала помощь Ф. М. Достоевскому в ссылке.
[5] Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5 – Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985,
[6] Там же.
[7] Там же.