Государственный налоговый комитет наложил штраф на сеть магазинов бытовой техники CA-Store (бывшая Credit Asia) в размере 4 563 200 597 сумов за нарушение сроков уплаты таможенных платежей. Компания упрекает органы сертификации в затягивании выдачи документа, подтверждающего качество товара. Дело передано в суд.
Наша редакция уже поднимала вопрос сертификации бытовой техники в Узбекистане. Проблема заключается в том, что с февраля 2024 года все импортируемые в страну товары должны пройти лабораторные испытания на соответствие показателям безопасности и энергоэффективности. Только вот лаборатория, в которой осуществляется данное тестирование, одна на весь Узбекистан. Представьте, сколько зарубежной продукции импортируется в нашу страну, вся она должна пройти сертификацию, а мощностей одной-единственной UzTest явно недостаточно, поэтому процесс затягивается на несколько месяцев. Но даже если испытания проведены успешно, не факт, что документ, подтверждающий безопасность и энергоэффективность товара, будет выдан сразу по их окончании.
С такой ситуацией столкнулась Credit Asia. В результате безосновательного затягивания выдачи сертификатов компания не смогла вовремя растаможить ввезенные кондиционеры, и Государственный налоговый комитет наложил на нее штраф в размере 4 563 200 597 сумов.
Credit Asia – сеть розничных магазинов по продаже бытовой техники. Первый магазин открылся в Ташкенте в 1998 году. Сегодня в столице функционирует тринадцать торговых точек, предлагающих качественный товар самому широкому кругу покупателей.
Образцы 15 наименований кондиционеров китайского производства были отправлены компанией Credit Asia на испытания 26 января 2024 года. 4 марта 2024 года орган по сертификации электротехнической продукции при государственном учреждении «Узбекский центр научных испытаний и контроля качества» отказал в сертификации четырем моделям. Credit Asia повторно подала на испытания, снова за них заплатив.
Пока продолжалась канитель с сертификацией, компания попала в поле зрения налоговой инспекции. Согласно главе 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2021 года за № 429, «Срок ввоза в республику и оформления товаров в таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)», а также выполнения работ или оказания услуг либо возврата за них денежных средств не должен превышать 180 дней со дня осуществления платежей по импортным контрактам».
Сроки по кондиционерам Credit Asia просрочила не по своей вине. Компания вовремя предоставила образцы товара на испытание, ждала результатов, получив отказ, направила запрос вторично и в итоге не дождалась ответа. Все закончилось тем, что налоговая инспекция наложила на Credit Asia штраф в размере 4 563 200 597 сумов. Дело передано в суд, и от того, сможет ли компания доказать, что не смогла вовремя растаможить товар по вине затягивания процесса со стороны органов сертификации, будет зависеть вердикт суда.
Давайте посчитаем, какие убытки может понести Credit Asia и насколько, в связи с этим, вырастет стоимость на ввезенные кондиционеры, если компания заплатила дополнительно:
а) за проведение UzTest испытаний, и не раз;
в) за каждый день аренды складского помещения (а это уже полгода); с) за наложенный штраф.
Убытки огромные, да и окончательная цена для покупателя станет космической, а покупатели – мы с вами.
В ситуацию, в которой оказалась Credit Asia, может попасть любая отечественная компания, торгующая импортной электротехникой, а ведь в Новом Узбекистане поддерживают предпринимателей, создают для них все условия, способствуют развитию бизнеса. Однако монополия UzTest, создание новых бюрократических процедур, установление дополнительных расходов этому не способствуют, более того, ослабляют бизнес-среду, могут отрицательно сказаться на притоке инвестиций и негативно отразиться на экономическом развитии страны.
Хочется надеяться, что справедливый суд, разобравшись в сути дела, примет единственное правильное решение, доказав тем самым, что для суда главное – беспристрастность, а для государства – экономическое и социальное процветание.
Динара Шамухамедова