back to top
2.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 21 декабря, 2025

В рейтинге стран по научной продуктивности AD Scientific Index Узбекистан оказался лишь на 92-м месте из 219 в мире

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться

Согласно индексу AD Scientific Index, Узбекистан оказался на 73-м месте в рейтинге из 219 стран. В Узбекистане, по данным экспертов, насчитывается 6767 тыс. учёных и 75 учреждений, в которых ведутся научные работы.

Поясним: AD Scientific Index (Alper-Doger Scientific Index) — международный индекс, который ранжирует учёных, исследовательские центры и университеты по их научной продуктивности и качеству публикаций. В отличие от других индексов, AD Scientific Index не только учитывает показатели цитируемости, но и оценивает научные работы каждого учёного индивидуально.

Согласно данным рейтинга для Узбекистана, лучшим вузом страны считается  Джизакский государственный педагогический университет. На второй и третьей строчках расположились Центрально-Азиатский Университет и Андижанский государственный медицинский институт.

В топ-10 также вошли:

Бухарский государственный университет,

Бухарский государственный медицинский институт имени Абу Али ибн Сина,

Астрономический институт Улугбека УзАН,

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области,

Самаркандский государственный медицинский институт,

Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства,

Ташкентский государственный стоматологический институт.

Среди стран СНГ Узбекистан занял пятое место после России, Украины*, Казахстана и Беларуси. Ниже Узбекистана в рейтинге оказались Молдова (95-е), Армения (99-е), Азербайджан (101-е, Кыргызстан (120-е) и Таджикистан (151-е место).

Рейтинг с лучшими результатами открывают США, Великобритания и Австралия, а замыкают — Сан-Томе и Принсипи, Тувалу и Кирибати.

* У Украины в СНГ по целому ряду причин спорный статус.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Данный рейтинг AD Scientific Index вызывает ряд вопросов как относительно его методологии, так и с точки зрения его значимости для объективной оценки состояния науки в Узбекистане. Прежде всего, сам факт 73-го места в общемировом рейтинге из 219 стран показывает, что научный потенциал Узбекистана всё ещё недооценён на мировой арене, а ресурсы и достижения страны в этой области, вероятно, не получают должного внимания и поддержки на международном уровне.
    AD Scientific Index заявляет, что его методология учитывает не только цитируемость, но и индивидуальные публикации каждого учёного. Хотя это звучит привлекательно, такой подход имеет ряд уязвимых мест. Во-первых, качество и влияние научных публикаций нельзя определить только по их количеству и индексу цитируемости, особенно в случае стран с ограниченными возможностями для публикации в международных журналах и слабым финансированием науки. Во-вторых, возникает вопрос о том, насколько этот индекс отражает не только индивидуальные достижения, но и реальное влияние научных институтов на развитие науки в стране и в мировом масштабе.
    Что касается списка лучших вузов, то лидерство Джизакского государственного педагогического университета и высокие позиции Центрально-Азиатского университета и Андижанского государственного медицинского института не подтверждаются другими международными рейтингами университетов, что ставит под сомнение методологию AD Scientific Index. Странно, что такие крупные и традиционно сильные исследовательские центры, как Национальный университет Узбекистана или Ташкентский государственный технический университет, отсутствуют в топе, хотя они имеют более значимую научную репутацию в республике и за её пределами.
    Отсутствие признанных исследовательских институтов на высоких позициях, таких как Институт ядерной физики или Институт математики имени В. И. Романовского Академии наук Республики Узбекистан, также вызывает сомнения. Эти учреждения вносят вклад в международные исследования, и их научная продуктивность известна за пределами страны.
    В итоге рейтинг AD Scientific Index даёт интересное представление о научной среде Узбекистана, но его результаты стоит рассматривать с осторожностью. Для более глубокого и объективного понимания уровня науки и образования в Узбекистане необходимо опираться на многофакторные рейтинги, которые оценивают и структуру исследований, и вклад науки в экономику страны, и её международное сотрудничество.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Об одном переводе весны 1984 года

Наше быстротекущее время меняет скорость жизни, но не всегда меняет её смысл. Когда-то дорога, ожидание и личная встреча были...

Больше похожих статей