На одном из мероприятий в рамках Недели культурного наследия Узбекистана между историками и художниками состоялась интересная дискуссия. Дискуссия возникла в момент обсуждения вопроса об установке монументальных портретов 14 великих ученых в здании Центра исламской цивилизации Узбекистана.
Изначально учеными был поднят ряд вопросов. Было отмечено, что во многих изображениях, которые использовались до сих пор, были допущены незаметные на первый взгляд, но существенные ошибки. Подчеркнута необходимость сотрудничества для предотвращения подобных ошибок. В свою очередь, художники указали на необходимость работы с антропологами при создании образов исторических личностей.
Они добавили, что при работе с историками столкнулись со многими трудностями, поскольку все высказывали свои версии, и единого мнения не было. Когда художники предложили сначала прийти к конкретным выводам относительно внешности каждого ученого, обсуждение переросло в дискуссию. Турецкий художник Мустафа Демирджи добавил, что лица узбекских исторических личностей изображаются очень похожими друг на друга, и это является ошибкой.
Вице-президент Академии наук Узбекистана Бахром Абдухалилов отметил сложность темы и отсутствие четкого консенсуса в мировой практике по данному вопросу:
“Сегодняшний вопрос чрезвычайно важен. Мы используем различные портреты наших ученых. Если мы посетим некоторые организации, то увидим, что портрет Алишера Навои в одном месте отличается от портрета в другом, так же и с портретами других писателей. Но поставленная задача чрезвычайно сложна. Я считаю естественным, что мнения ученых отличаются от мнений художников. По этой теме нет единого мнения, даже с учетом мирового опыта. В этом и заключается сложность. Восточные миниатюры ближе к той эпохе, но и им нельзя полностью доверять. Потому что в искусстве восточной миниатюры сформировался стиль изображения лиц с монголоидными чертами. Если опираться на средневековые источники, то существуют разные мнения о росте и телосложении Абу Райхана Беруни. Однако сведений о внешнем виде практически нет. В этом вопросе я полностью поддерживаю идею о том, что ученые и художники должны сотрудничать.”
После было подчеркнуто, что черты лица исторических личностей должны не только быть жизненными, но и обрести художественную выразительность, достойную их научного наследия, исследований и исторического значения. Было отмечено, что, если не подходить к портретам творчески, они могут утратить свою зрелищность.
Председатель Академии художеств Узбекистана, народный художник Узбекистана Акмал Нур подчеркнул необходимость творческой свободы для художников:
«Мы должны создать идеальный образ, который будет приемлем для всех, воплощающий достижения науки и нашей религии… все в одном. Поэтому нужен не только реалистичный, но и совершенный образ. Необходим художественный подход, поэтому при совместной работе надо дать свободу и самому художнику. Нужна свобода творчества. Профессионального уровня художника достаточно, но предоставляемой нам информации недостаточно. Наша главная проблема — это лицо портрета, мы должны сделать его убедительным, нам нужны точные сведения. Хорошо, что проводятся такие научные дискуссии. Никто еще не собирал вместе художников и ученых и не спрашивал их мнения по этому поводу. А теперь появилась возможность прийти к каким-то решениям«.
Художники заявили, что при создании портретов великих личностей используется только художественный образ. Это связано с тем, что историки могут проводить исследования, основываясь на их трудах. Однако для художников такие произведения бесполезны, так как в них не приводится, как выглядел автор. В связи с этим было предложено сотрудничать с антропологами, а также попробовать использовать искусственный интеллект. Но и здесь возник ряд разногласий. Одни считают, что необходимо создать максимально приближенный к реальности образ, а другие отмечают, что нужно подходить к этому вопросу творчески.
«По инициативе Главы государства Центр исламской цивилизации превращается в научную и культурную мегаплатформу. Поэтому актуален вопрос согласования облика исторических личностей. Нам необходимо понимать, что художники не должны рисовать портреты исторических личностей по своему усмотрению. В различных источниках лица исторических деятелей изображаются по-разному. Необходимо выбрать единый образ. Но нужно решить, будет ли это творческий подход или исторический? Именно это и следует определить. Нам нужны подобные научные и философские дискуссии. Должно ли преобладать творчество или исторический факт? Возможно, удастся объединить и то, и другое,» — отметил в завершение встречи руководитель Центра исламской цивилизации Фирдавс Абдухоликов.
На встрече было объявлено, что к настоящему времени для центра подготовлено 5 монументальных произведений в стиле микромозаики, которые были смонтированы на сводах фойе. Также в стиле микромозаики готовятся произведения, посвященные Захириддину Мухаммаду Бабуру, Алишеру Навои и Камолиддину Бехзоду.
В целом, Неделя культурного наследия проходит очень насыщенно, наполненная бурными научными и культурными дискуссиями, а также интересными новостями.