Музыкальная эпоха барокко не перестает удивлять современных любителей музыки: и ее продолжительностью – не менее полутора столетий, и солидным диапазоном жанров – от оперы до мессы, и обилием талантливых композиторов, чей масштаб и глубина музыки, позволяют называть их гениальными.
Произведения двух из них – Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя, составили на днях программу классического вечера, который прошел в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. Он состоялся при участии Студенческого камерного оркестра под управлением его художественного руководителя и дирижера, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Эльдара Азимова и старших преподавателей Государственной консерватории Узбекистана, лауреатов международных конкурсов Луизы Кабдурахмановой (кафедра специального фортепиано/органа), Рахимы Туйчиевой (кафедра камерной музыки).
Этот концерт исполнители посвятили одному из самых добрых и светлых профессиональных праздников в Узбекистане – Дню учителя, который ежегодно отмечается в нашей стране 1-го октября. Для каждого из нас учитель является неиссякаемым источником мудрости, тем, кто закладывает фундамент дальнейшей жизни. В тот вечер на сцене звучала божественная музыка барокко.
Мне думается, нет такого человека, мимо которого бы не прошел Бах. Он как Пушкин в русской поэзии, как Шекспир в английской литературе – соединение масштабности и совершенства. Это композитор, который говорит о тайнах человеческого бытия, о смысле человеческой жизни. Его справедливо называют вершиной не только немецкого барокко, но и барочной музыки вообще. Наследие Баха охватывает почти все существовавшие на тот момент жанры и формы, и чего он касался, как правило, обретало невиданную до сегодняшнего дня сложность и глубину.
Вечер открыл до-минорный концерт Баха для двух клавиров со струнным оркестром (соч.1062). Он наиболее известен, потому что является вариантом известного Концерта для двух скрипок с оркестром, который написан Бахом позже. То, что солисты играют соло на роялях, впоследствии играли скрипки, но в другой тональности. Написанный, как и характерно было для барочного концерта, с соотношением частей быстро – медленно – быстро, он поражает мощным напором крайних частей и углубленной сосредоточенностью средней, что удалось передать как солисткам – Рахиме Туйчиевой и Луизе Кабдурахмановой, так и оркестру под управлением маэстро Азимова. В этом инструментальном опусе пианистки то общались с оркестром, то сливались с ним. А зал внимал завораживающим звукам роялей и неподражаемому «хору» струнных.
Запомнилось и исполнение оркестром популярной увертюры из трехактной прекраснейшей оперы эпохи барокко «Альцина» Генделя, которое заставило вспомнить лучшие страницы его творчества. Этот автор, родившийся в один год с Бахом, был в свое время гораздо популярнее него. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер, 32 оратории, церковные хоралы, органные концерты, камерно-вокальную и инструментальную музыку, а также ряд произведений «популярного» характера таких, как «Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков» и другие. Все его опусы обладают большим мелодическим богатством, огромной силой эмоционального воздействия, как и прозвучавшая на высоком профессиональном уровне увертюра к опере «Альцина» – оркестрантам хватило динамической слаженности в совместной игре.
Ярко и энергично был исполнен Луизой Кабдурахмановой и Рахимой Туйчиевой в диалоге со Студенческим камерным оркестром Концерт для двух клавиров и струнного оркестра (соч.1060, до-минор) И. С. Баха. На сей раз пианистки поменялись местами, сменив, таким образом, настройку зала. Солистки то соперничали между собой и с оркестром, то уступали ему, растворяясь в голосах его струнных. Здесь шел внутренний совместный спор, совместное высказывание, но, по-разному, без разделений. Исключение составила вторая медленная часть, в которой каждый участник высказывался отдельно. Замечу, два рояля не только соперничали, но и необыкновенно разговаривали, передавая друг другу одну и ту же тему, давая возможность развития полифонической ткани. В итоге зал устроил исполнителям горячий прием и долго не отпускал со сцены, наградив громкими аплодисментами и криками «браво».
Итак, концерт позади. И снова бессмертные творения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя поразили слушателей своей неистощимой энергией, оптимизмом и яркостью мышления. Написанные в эпоху барокко, эти музыкальные опусы и сегодня волнуют как старшее, так и молодое поколение наших современников. Причем интерес к этой музыке не иссякает ни у профессионалов, ни у поклонников. Пожелаем всем участникам классического вечера, впечатления от которого остались самые положительные, нескончаемого вдохновения, неугасаемого творческого азарта и новых программ!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.