back to top
9.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Великий учитель узбекского языка в русской школе – Муксим Талипов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Со слезами на глазах вспоминаю нашего учителя узбекского языка в школе № 42 Муксима Талиповича Талипова. Великий учитель был. Мог вести урок на узбекском языке, мог на русском. Был переводчиком русской поэзии на узбекский язык. И сам писал стихи. Мудрый, интеллигентный, выдержанный.

А школьники? Ведь это злые существа. Недисциплинированные. Хулиганы. Лентяи. Оболтусы. Дангаса. В классе только два ученика не знали узбекский язык: я и Гала Ли, кореянка, которая вскоре после школы вышла замуж за москвича. Остальные все махаллинские. И бухарские евреи с Ц-14, они тоже разговорный узбекский отлично знали.

Сидят наши Равшан, Сарвар, Махмуд и другие пацаны и усмехаются: «Ну, давай, Муксим-ака, что ты можешь нам про узбекский язык рассказать нового?» Мешают мне, понимаешь ли, усваивать уткган замон аник феъли.

Я пришел в сорок вторую из 225-ой, что была на массиве Черданцева. Там в классе у нас узбеков вообще не было, а учительница узбекского языка была татаркой. Когда я пытался заговорить на узбекском с Равшаном или Сарваром, то вызывал у них гомерический хохот своим татарским акцентом: «Говори лучше на русском!» Ну, не было у меня речевой практики. А русские махаллинские все отлично говорили на узбекском.

Но Муксим Талипович мог и тройку или двойку вкатить нашим хулиганам. Я помню лицо Равшана, когда Муксим Талипович поставил ему тройку в четверти за плохое поведение на уроках узбекского языка.

Какой же вежливый и доброжелательный человек был. Идем мы как-то с другом Фаридом июльской ночью по узкой улочке с Кукчи на проспект Беруни. Темно и жарко. Вдруг Фарид говорит кому-то: «Салом алейкум!» Я начинаю вертеть головой: кому. Фарид смеется: «Не узнал? Это же Муксим Талипович«. Он жил в махалле, где была остановка Алока. Кажется, и махалля также называлась.

Жаркий вечер. Вынес табуретки на улицу под виноградник и пил чай. «Фарид, Рябов, давайте присаживайтесь, чайку попьем»,- сказал Муксим Талипович. «Нет, нет,нет«,- еле отбрыкались. Неудобно как-то. Постеснялись. От чистого сердца приглашал.

Мне, вот, четыре ставил. Незаслуженно. Завышал.

Не знаю, какие сейчас учебники. А тогда были очень слабые. Как сейчас помню: 43 машк. — Салом, Жура. — Салом, Вова. — Бугун ким навбатчи? И т.д.

Пришел в узбекский коллектив, а они никогда не говорят: — Салом, Сарвар. — Салом, Равшан. А говорят: —Калайсан? И через слово: — Жанимисан?

А еще Марат у нас был. Вот изобретатель узбекского новояза был: калянгаский, башарингаский, шапкингаский, чурчаганский, укламаганский…

Пардон, май френч, если чо. Против правды не могу. Короче: большой разрыв был между речевой практикой и методикой преподавания.

Пока мы помним ушедшего на небеса, он жив.

Ефрем РЯБОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

НДПУ предлагает альтернативу повышению пенсионного возраста в Узбекистане. С какой инициативой выступила партия?

Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ) выступила против повышения пенсионного возраста, предложив вместо этого обеспечить прозрачность пенсионной системы и дать пенсионерам...

Больше похожих статей