back to top
20.1 C
Узбекистан
Вторник, 17 сентября, 2024

Неожиданное в сфере туризма Самарканда. Регион осваивает новые туробъекты, но добираться до них лучше на танке

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,800ПодписчикиПодписаться

Что мы знаем о Самарканде? Путеводители подсказывают: Регистан, Шахи-Зинда и ряд других многочисленных архитектурно-исторических памятников. Управление по туризму Самаркандской области решило сломать устоявшийся стереотип и предлагает новое направление.

Действительно, туристическая столица Узбекистана – Самарканд, известна всему миру своими историческими памятниками. Но при этом, в Самаркандском регионе нет фешенебельных курортов и высоких гор с лесными массивами. Тем не менее, в окрестностях Самарканда есть места, где имеются вполне приемлемые условия для организации воскресного отдыха, лечебных целей, этно и экотуризма.

Именно исходя из этих факторов, в 13 километрах от Самарканда в живописном местечке было инициировано создание туристско-рекреационной зоны (ТРЗ) «Охалик-Акбуйро-Миронкул».

В Управлении туризма Самаркандской области озвучили цели создания туристско-рекреационной зоны «Охалик-Акбуйро-Миронкул». Как ими было заявлено, основной целью является дальнейшее развитие туристского потенциала Самаркандской области и повышение эффективности его использования, создание благоприятных условий для широкого привлечения иностранных и местных туристов в регион, обеспечение развития современной инфраструктуры, строительства туристических, гостиничных комплексов, объектов культуры и здравоохранения, торгово-развлекательного и других мест туристического значения, а также организацию объектов современной инженерной инфраструктуры с целью увеличения доходов населения проживающего в этой местности, улучшения их уровня жизни и обеспечения занятости.

В дирекции ТРЗ также пояснили, что «Охалик-Акбуйро-Миронкул» представляет собой комплекс, куда собственно входят три объекта (Охалик, Акбуйро и Миронкул), географически связанные Заравшанским горным хребтом, поэтому и  объединенные в одну зону. Благодаря наличию горного хребта, ее природа мягкая, воздух чистый. При этом они несколько отличаются друг от друга ландшафтом, но в целом рельеф местности подходит  и для экстремальных видов спорта.

Все объекты хороши, но об одном стоит рассказать особо. Самым крупным объектом в этой связке является оздоровительный центр «Миронкул» площадью 2545 гектаров, расположенный на берегу сая в зеленой роще.

Такое сочетание благотворно воздействует на пациентов, страдающих заболеваниями органов дыхания, нервной системы, аллергией и астмой. Оздоровительный центр рассчитан на прием до 500 человек, в эксплуатацию строители обещают ввести в 2025 году.

К услугам отдыхающих будут предоставлены комфортные номера, крытый и открытый бассейны, комплекс медицинских процедур и развлечений.

Заявленная стоимость проекта составляет 15 миллионов долларов, причем строительство осуществляется полностью за счет частных инвестиций.  

Помимо этих объектов, под Самаркандом имеются зоны отдыха, как для многодневного пребывания, так и воскресного уик-энда. В основном, все они расположены в живописных местах, как например зона отдыха Garden.

Тенистая многоуровневая территория, уютные коттеджи, раздельные бассейны, над протекающим ручейком сооружены летние бунгало. Для семейного отдыха вполне подходит.

В общей сложности, в этом районе насчитывается 16 гостевых домов, 8 торговых магазинов, 5 ресторанов, 13 детских лагерей и 28 зон отдыха. На эти цели в период с 2024 по 2027 год из местного бюджета планируется выделить 40 миллиардов сумов.

Здесь же запланировано строительство канатной дороги протяжённостью 6 км с годовой пропускной способностью 9 тыс. человек. Стоимость проекта, который планируется сдать во второй половине 2026 года, 20 миллионов долларов.

В сферу туристического бизнеса все больше инвестируют частные инвесторы, так компания «ORGINAL MAX LUX» FX предложила проект по созданию горно-туристического комплекса стоимостью 10 миллионов долларов.

О чем это говорит? О том, что у Самаркандского региона есть потенциал для развития не только традиционного историко-культурного, но и других направлений, в частности этно, эко и экстремального видов туризма.

Беглое знакомство с объектами в ТРЗ «Охалик-Акбойро-Миронкул» показало, что курс на развитие этого направления Управлением по туризму Самаркандской области взят правильный, но в то же время выявились и существенные недостатки. Выделю несколько из них, с которыми пришлось столкнуться лично.

Первое. И пожалуй самое важное – дороги

Самарканды благодарны проведенному пару лет назад саммиту ШОС за то, что в городе все дороги стали идеальными. Но стоит выехать за пределы города, вождение на дорогах районного масштаба переходит в разряд экстремального.

Дороги, ведущие в ТРЗ «Охалик-Акбойро-Миронкул», находятся в ужасном состоянии, хуже чем на танковом полигоне. Доехать до зон отдыха легче на танке, чем на комфортабельном автобусе или легковой автомашине.

В планах развития ТРЗ говорится об обеспечении доступности транспортных средств, внедрения новых видов транспорта в регионе (электробус), в том числе альтернативных источников энергии, расширение маршрутов пассажирского транспорта, организация его безостановочного движения, развития соответствующей транспортной инфраструктуры. Но нигде не говорится о развитии дорожной инфраструктуры. А без качественных автодорог, можно ли вести речь о развитии туризма в регионе?

Планируемых 40 млрд сум, выделенных на развитие ТРЗ, явно не хватит для строительства или модернизации развлетвлённой дорожной сети. И осилит ли местный бюджет дорожную проблему? Ведь строительство качественных дорог – дело весьма затратное.

Второе. Уровень сервиса

Сервис – понятие ёмкое, обширное и включает в себя огромнейший ряд составляющих, от приема в аэропорту до отельного и ресторанного обслуживания.

Категории туристов разные и цели посещения страны тоже у всех свои. Одни едут посмотреть старину, другие красоты природы, третьи ради развлечений и экстрима. Часть туристов приезжает в составе организованных групп, а довольно значительная – в индивидуальном порядке или, как говорят в обиходе «дикарем». И у всех свои запросы.

И здесь служба сервиса должна учитывать предпочтения всех категорий туристов, гибко на них реагировать. В этих случаях своё слово должны сказать маркетологи от туризма, но всегда ли у них это удачно получается?

Отели от 3-х до 5-ти звездочек, в большинстве своём работают успешно. Они укомплектованы профессиональными кадрами и сервис, как правило, соответствует его статусу. А вот у небольших отелей, мини отелей и хостелов, с уровнем сервиса уже проблемно. Приведу пару примеров.

В одном из небольших отелей Самарканда молодой человек на ресепшене, не мог ответить на вопрос о ценовой и тарифной политике гостиницы. В холле и коридорах душно, и это при наличии кондиционеров, спрашиваю, почему их не включаете. Ответ поразил, сейчас двери откроем и сделаем сквозняк,  то есть экономия в ущерб комфорту. Мало того, во двор выходить нельзя, купаться в бассейне, находящемуся там же, тоже нельзя. Это семейная территория владельцев отеля. Правда, есть бассейн в подвале отеля, что уже несколько сглаживает негативное впечатление.

У таких малых отелей есть одна общая черта – скудное меню на завтрак. Это вполне объяснимо, доходы не те. Такая картина у всех миниотелей по республике. Но попадались случаи из категории «вон выходящих».

В одной из такого рода гостиниц в Ферганской долине группа постояльцев вышла на завтрак, но столы были пустыми. Первые, кто пришел на завтрак, успели опустошить столы. Заглядываю на кухню. Там поварихи в никабах пьют чай и оживлённо обсуждают семейные проблемы. После строгого, но справедливого замечания, поварихи зашевелелись.

Семейный бизнес широко распространён в сфере общепита и малого гостиничного бизнеса. Это поддерживает благосостояние и благополучие семьи. Но есть и минусы. Гораздо менее строгая требовательность к дисциплине и профессионализму.

В сфере общепита тоже не все так гладко, как хотелось бы. Зачастую владельцы ресторанов в погоне за эффектной, броской вывеской забывают основные правила маркетинга – реклама должна соотвествовать внутреннему содержанию.

Приведу пример. Есть в Самарканде ресторан с такой же броской вывеской – «Манхеттен». Название многообещающее, у многих вызывает ассоциации с неким пабом. Какие ожидания у туристов? Можно зайти и освежиться холодным пивом.

Однако внутреннее содержание, его интерьер, никак не вяжется с названием. Стены зала расписаны в виде бескрайней пустыни, караваном верблюдов, минареты. А где же Манхеттен? Здесь еще выясняется, что ресторан семейный, безалкогольный. И еще одна маленькая деталь. Подают твердые мясные блюда, но в сервировке отстутствуют ножи и посетитель мучается, пытаясь разделать мясо вилкой и ложкой. Впрочем, неумелой сервировкой страдает большинство ресторанов среднего класса абсолютно во всех регионах республики.

Пару слов о меню. В Узбекистане любят встречать гостей и накрывают дастархан богато. Но если присмотреться, во всех кафе и ресторанах, меню практически однотипное и однобразное: плов, шашлык, казан-кавоб и т.д. Разве что, незначительные изменения в регионах с учетом местных условий. Причем меню это круглый год, зимой и летом, без учета категории туристов, среди которых могут быть пожилые, страдающие желудочными заболеваниями, дети и т.д.

Как у нас осуществляется режим питания организованных туристов? Завозится группа в обеденное время в то или иное кафе или ресторан, где как правило, меню составлено из блюд национальной кухни. Разумеется плов на первом месте. Вроде бы все хорошо, но есть один нюанс. В жару не все иностранные туристы хорошо переносят тяжелые блюда. Европейцы в большинстве своем предпочитают запивать пищу ледяными прохладительными напитками, что сказывается на работе желудка. И хорошо заметно, как после приема тяжелой еды, практически без отдыха туристам марш-броски по туробъектам даются с трудом.

Не секрет, что многие точки общепита, налаживают сотрудничество с туркомпаниями по обслуживанию туристов и различных групп, предлагая описание широкого ряда национальных блюд. Но нигде, ни у туркомпаний, ни у гидов, ни в самих кафе и ресторанах вы не найдете рекомендации по приему тех или иных блюд, особенно в жаркое время года. Иначе говоря, рекомендации по культуре питания. А если, этот вопрос рассматривать применительно к ТРЗ «Охалик-Акбойро-Миронкул», заявленному как оздоровительному комплексу, то к меню думается надо подходить с медицинской точки зрения.

Касаясь медицинской тематики, стоит обратить внимание на извечную проблему туалетов и канализации. Не во всех зонах отдыха есть туалеты, отвечающие современным требованиям, а очистных сооружений, кажется нет нигде в таких местах по республике.

Для сравнения приведу пример по Кыргызстану. На побережье Иссык-Куля находится порядка 230 зон отдыха и санаториев и везде есть очистные сооружения, где очищенная вода используется для полива и технических целей. В эксплуатацию ни одна зона отдыха без очистных сооружений не принимается. Наверное, на эту проблему нужно обратить внимание Минэкологии.

Третье. Информативность

И здесь мы плавно подошли к такому понятию и достаточно важному в турбизнесе, как информативность. Реклама — двигатель торговли! Этот рекламный лозунг советских времен до сих пор не теряет своей актуальности. А информация в виде буклетов, путеводителей, указателей и других печатных, электронных носителей, где подробно описывается регион и конкретный туробъект – это и есть реклама, направленная на потенциальных туристов.

К сожалению, ни один регион не может похвастать грамотно составленными буклетами и путеводителями на разных языках. Туристический маркетинг в регионах слабый. Маркетологи должны знать, что почти 70% гостей республики – это приезжие из стран СНГ, для которых язык общения – русский. Но ни в одной гостинице, отеле республики вы не найдете таких путеводителей.

Возможно, недавнее постановление, касающееся усовершенствования туристической отрасли, где говорится о печати информации на восьми языках, подстегнет маркетологов и во всех гостиницах наконец появятся путеводители, грамотно составленные и привлекательно оформленные.

То же самое касается указателей и навигации. Необходимо на дорогах общего пользования устанавливать информационные табло, указывающие направление и местонахождение того или иного туробъекта. Да и на самих объектах нужны и схемы и внутренние указатели по локациям.

Государство затрачивает немалые средства на рекламу туристического потенциала страны. Туроператоры в своей деятельности также заинтересованы в рекламно-информационных материалах и стараются в меру своих возможностей готовить описание своих продуктов на сайтах и буклетах. То есть, туркомпании активно работают по продажам своих продуктов.

В то же время, у большинства зон отдыха несколько иная стратегия работы, если сказать, что её нет никакой. Практически все зоны отдыха, за редким исключением, работают в режиме «ожидания чуда», когда Комитет по туризму, их областные управления или туркомпании, на блюдечке привезут им туристов. Нередко приходилось слышать от руководителей таких зон отдыха, жалобы, что мало приезжают отдыхающих.

Однако спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Выясняется, что в большинстве своём, в штате этих зон нет профессиональных менеджеров по рекламе и продажам и как следствие, слабая заполняемость и невысокие доходы. Кадровый голод ощущается и в сфере туризма.

Усилия государства по привлечению иностранных туристов дают свои плоды, их количество растёт с каждым годом. Но при этом не стоит забывать и о внутреннем туризме, доходы от которого намного превышают иностранный.

А резервы здесь есть и это подтверждает статистика за 2023 год. В течение прошлого года в гостиницах и аналогичных средствах размещения остановились 2 524,3 тысячи человек. Из них 26,7% были гражданами стран дальнего зарубежья, остальные – гражданами стран СНГ и Узбекистана.

Возвращаясь к основной теме нашего разговора, следует еще раз отметить, что вектор развития новых туристических направлений в Самарканде взят верный. Областное управление по туризму, после реализации проектов по развитию ТРЗ, ожидает увеличение ежегодного числа иностранных и внутренних туристов от нынешних 300 тысяч до 1,2 миллиона. Думается, если будет проведена соотвествующая работа над вышеуказанными недостатками, то этих целей можно добиться намного легче.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. От имени управления туризма Самаркандской области выражаем благодарность автору статьи за мнения и комментарии и оказанное доверие. Как известно, сегодня в сферу туризма уделяется особое внимание как важному драйверу экономического развития нашей страны. Учитывая туристический потенциал Самаркандской области, прилагаются усилия по организации новых видов туризма в нашем регионе и дальнейшему совершенствованию существующих.
    В этих целях, принято Постановление Президента Республики Узбекистан PQ-60 от 6 февраля 2024 года «О мерах по организации деятельности туристско-рекреационной зоны «Охалик-Акбойро-Миронкул». Данным постановлением утверждена программа из 32 пунктов. Исходя из проекта указана разработка генерального плана зоны с учетом видов экстремального туризма, модульных отелей, дорожных знаков и мер безопасности.
    Также на Международный университет туризма и культурного наследия «Шелковый путь» возложена задача по подготовке и переквалификации кадров на постоянной основе. В частности, предполагается улучшить языковые навыки кадров.
    На поэтапное улучшение инфраструктуры рекреационной зоны в 2025-2026 годах планируется выделить 40 миллиардов сумов. Также исходя из необходимости, предусмотрено выделить дополнительные средства на улучшение инфраструктуры.
    В целях полного функционирования и дальнейшего улучшения уровня сервиса данного места, планируется сотрудничество с зарубежными специалистами. Сегодня ведется работа по проведению конкурса на разработку генерального плана между зарубежными и местными проектными предприятиями.
    Мы уверены, что при реализации проекта Ваши предложения будут учтены и обязательно окажут положительный эффект.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Помогут ли холодильники сокращению бедности в Узбекистане

Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) провёл исследование по хранению и сокращению потерь плодоовощной продукции, сделав вывод, что увеличение...

Больше похожих статей