back to top
7.6 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Не звони палачу или зачем Ташкенту нужны поэты?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Кажется ли вам, что поэзия никому не нужна? Чего ради писать стихи? А сами поэты? Им вечно хочется  чего- то  нового, необычного, страшного, безумного и весёлого. Капризные! Они пронзают  себя кинжалом и пытаются дрожащей ощупью найти карандаш, чтобы сделать записи о своих душевных настроениях. Их гордость и бесконечная   смелось  стали раздражать так, что ташкентцы, занятые исключительно логикой и добродетелью, бросили все свои добрые дела и отправились в театр «Ильхом», где вечером,  19 декабря,  поэты устроили очередное небывалое действо.

Это был новый совместный авантюрно — фантастический  проект  актёров театра «Ильхом»  и поэтов Ташкента  под названием  «Литера». Первое, что следует отметить в спектакле – это  импровизация  игры, доходящая до наивной непосредственности, но при  ясной образности и чётком  выполнении технических задач.  Вечер начался с экспрессивного  штриха –  появления из полумрака сцены актёра Алексея Писцова, который  бросил в воздух пачку  белой  бумаги. Писцов сообщил зрителям, что теперь сценария нет, а  его руки  будто застыли в испуге.  Бледность лица актёра стала контрастировать с белизной разбросанных по чёрному полу листов, как бы усиливая драматизм случившегося. Конечно! Знаменитый гроссмейстер и поэт Муртас  Кажгалеев  тут же улёгся на пол – ведь без сценария никому  не известно, что от поэтов ожидать, а тем более от гроссмейстера!

Или  легендарный  поэт Бах  Ахмедов. Весь спектакль пребывал на втором ярусе сцены.  Рядом с  ним  был деревянный  ящик  из-под яблок. Во время репетиций Бах нашёл этот ящик неизвестно где, сперва сидел на нем и отдыхал, но потом стал ощущать какой- то иной план в своём духовном бытии  и некую связь с будто пленившим его, как возлюбленного, ящиком. На спектакле Ахмедов не растерялся, а придумал для  ящика место в композиции. Он стал для него письменным столом, за которым Бах  успел написать одно из своих самых больших и значительных стихотворений. Прямо во время спектакля! С разрешения Баха я представлю несколько строк из нового произведения здесь:

Немного больно…
Немного колко…
В прицеле всегда твой взгляд!
Зима застыла во мне иголкой
на тысячу лет подряд.

Ох уж эти поэты! А когда они берут в руки гитару, то сила их становится  безграничной.  Ведь  стихи в сопровождении музыки –  это уже глубокое постижение психологии человека и его жизни, а не просто глагол,  хорошо подлаженный  к существительному. Поэтому поэт Фархад Юнусов выигрышно отличался от других поэтов на вечере,  у которых гитар в руках не было. Удачно найденный  идейно-образный диапазон его произведений, казалось, раскрывал нам все тайны жизни и квантовой физики:

Противостояние человека и чёрных дыр.
Вот что держит под напряжением этот мир!

Но были среди участников и такие поэты, которые  не играли на гитаре и не читали  стихов. Взамен этого они  прятали свои  благородные лица от зрителей. Так поступили, например, поэты- прозаики Марат Байзаков и Лакис Филиппидис . Произведениям, которые они написали, дали жизнь в своих устах  актёры  «Ильхома»  Галина Борисова и Ян Добрынин.  Во время выступления Борисова даже поцеловала руку поэтессе Белоедовой. Этот её жест был не только близок духу позднесредневековой мистической эротики, но и подходил по смыслу  текста, давая путь визуальному раскрытию темы произведения Байзакова. 

Здесь я  хочу  отметить, что поэты, скрывающие лица, создают множество проблем   поклонникам своего творчества. Поклонники не имеют возможности подарить любимому поэту  шоколадных  конфет, колбасы, а при встрече  с любимым поэтом не могут  бежать  за ним с криками: «Я сфотографируюсь с моим кумиром или погибну!».  А бег,  как и прослушивание  стихов, очень  полезен и омолаживает организм. 

Вернёмся к поэтессе Наталье Белоедовой. Замечательная поэтесса. Она создаёт структуру для высоких идеалов.  Она выходит к свету  софитов.  Монументальные  складки её платья, стиснутые пальцы рук, кажется, существуют  в земном измерении, в то время  как голова и плечи находятся где- то на небе. Она  читает:

…мне важно, что в тебе дух
прекрасен   не наполовину
весь
это я
наполовину свободная
наполовину нет
наполовину глупая
наполовину знаю
это я плАчу, нахожу, теряю
а затем плачУ
всегда плачУ
не звони, не звони палачу….



И тут гроссмейстер Муртас  Кажгалеев  делает  некий  миттельшпиль –  вскакивает с пола  и максимально воздействуя на  Белоедову   и на зрителя  красным  своим  свитером  и зелёными штанами,  кричит глубоко, звучно и трагично :

Она пишет рифмы тонко,
Она сочиняет шёлком.
Я пиво пью быстро и резко,
Жизнь обжигаю пеплом.
Её мир –  это бабочки, рыбки.
Она ищет метафоры, строчки.
У меня ночные фонтаны,
Моя осень – пурга и
проблемы.

Как  сказала о Муртасе Кажгалееве  известная поэтесса Вика Осадченко: «Чтобы у России был великий поэт Пушкин, пришлось выписать из Африки Ганнибала, а чтобы в Узбекистане был великий поэт  Кажгалеев – нам пришлось выписать гроссмейстера из Казахстана».

Именно  казахстанский  шахматист  Муртас  смог написать лучшие  заметки  о ташкентцах, читая которые каждый житель  Ташкента  сможет узнать себя. Каждый сможет почувствовать, как серая жизнь вокруг становится цветной и ощутить  катарсис, дарованный поэтическим  искусством  Кажгалеева. И вы после этого спрашиваете: «Зачем нужны поэты?» Процитирую  отрывок из текста о ташкентцах:

«В Ташкенте сегодня +15 и солнце. Зима.
Климат делает город. Ташкентцы мягкие. И хоть столица, и три миллиона населения, а ощущение, что городок небольшой. Здесь  все  друг друга знают.  Если не лично, то через друзей, знакомых или родственников. В край –  через  Фэйсбук.

Они ходят на фотовыставки, в театр «Ильхом», ездят в Чимганские горы и знают рок-группу «Крылья Оригами». На выходных тусуются на экскурсиях, пьют пиво в кафешках или отрываются в «Элвисе».

В Ташкенте недавно стали следить за официальным курсом доллара. Здесь всем нужны деньги на текущие расходы, но почти все готовы работать бесплатно. Как сказала одна красавица актриса: «Деньги в могилу не заберёшь, а роли – да!»

Ташкентцы не откажут Вам напрямую – они предложат перенести дело на завтра.

У ташкентцев развита собственная гордость и они не примут сравнение с Самаркандом, Харьковом или Челябинском.  Они чтят Москву, Питер и Соединённые Штаты Америки.»

Тем  временем  Бах Ахмедов, сидя на  втором  ярусе сверху,  у ящика,  покрошил на поэтов  изорванный в клочки  листок бумаги. Видимо, там были  новые прекрасные строки, что-то вроде: «мне спать мешают веки…и ужас потолка…все высохшие реки…все прошлые века…». Только гений мог пустить стихи на конфетти!  Клочки  разлетелись по всей сцене. Праздник!

О Вике Осадченко. Интересно,  много  ли можно  рассказать о большом  поэте в несколько строк новостного материала и  чтобы всё сказанное было чистой правдой? Ведь большой поэт  состоит из многих противоречивых компонентов: из самоуглублённого размышления,  экспрессии мимики и жеста. Из орнамента цветов и крыльев за спиной. Из шкуры с головой зверя, накинутой  на хрупкие плечи. Из единства романтики и реализма в его символической фазе…из пророческого дара наконец! Когда Вика читает свои стихи, то расхаживает по сцене и жёсткой решительностью   жестов  будто разгоняет сгустившийся мрак, расчищая зрение зрителей для яркого света. 

Если глянуть с небосвода –
на земле и жуть и мрак
У поэта есть работа:
говорить, что всё не так.

Как бы тут ни громоздились
золотые города.
Ни на Марсе, ни в России,
Ни на время, никогда.

Свечка светит, ходят тени,
все кривы и коротки.
У поэта есть сомненья.
У поэта есть стихи…

Далее этюд акварелью:  на сцене возникает юный  женственно — миловидный  ангел. Это самая экзистенциальная актриса «Ильхома» – Анастасия Прядкина. Почему экзистенциальная? Потому что произносить слово «экзистенциальный» выходит у неё легко, странно — загадочно и  слово это  становится не просто словом, а структурной частью образа актрисы. Снова и снова в  алых устах  Анастасии лучится и сверкает «экзистенциальный» свет. Это стихи Баха Ахмедова:

… Но однажды встанет у порога
Экзистенциальная тревога.
Тихо скажет: «Здравствуй, это я.
Экзистенциальная… твоя …

Самой сдержанной была актриса Юлия Плакида.  Хотя рыжеволосые женщины бесстрашны, любят риск и способны шокировать публику, Плакида ни разу не легла на сцену, не закатила глаза, и никто её не целовал. Она будто была священна и сверхчеловечна.

А прозаик  Александр Махнёв?  Почему он стал писателем?  Вот, что о себе пишет сам Махнёв:

«Вот был бы я красив… Эдак – высок, широк в плечах, строен, ловок и силён. Обладал бы железной волей, непреклонностью, когда надо, уверенностью в собственной неоспоримости. Наметил бы цель в жизни, научился бы говорить «нет». Воспитал бы в себе напористость, неутомимость, предприимчивость. Стал бы удачлив в бизнесе (с такими данными обязательно бы стал). Имел бы здоровую печень, стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и устойчивую психику, не знакомую с депрессиями. Мне бы сроду не пришло в голову сочинять то, что вы теперь читаете.»

Зрители были потрясены и страшно довольны. Некоторые выбегали на сцену, чтобы потрогать настоящих поэтов, снова целовали руки поэтессе Белоедовой, а кто-то даже сказал, что если бы не смог попасть  в театр сегодня, то  непременно  следовало бы умереть. Поэтому актёры  и поэты  обещали  проводить  поэтические вчера аккуратно каждый месяц, ведь получилась не просто поэтическая встреча, а настоящий спектакль – триумф дня! И вы после этого спрашиваете: «Зачем нужны поэты?»


 Текст МАРИЯ  КОРОВИНА
Фото   АНАТОЛИЙ КИМ
            АЛЕКСАНДР  РАЕВСКИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Ташкенте запущен пилотный проект «Социальное такси»

Для повышения доступности социальных и образовательных объектов для людей с инвалидностью и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Национальное агентство социальной защиты инициировало проект «Социальное такси».

Больше похожих статей