Международный информационный центр Sputnik Узбекистан связал видеомостом Ташкент и Бишкек. Эксперты из Узбекистана, Кыргызстана, России обсудили «Стратегии и перспективы экономической интеграции стран ЦА в рамках ЕАЭС».
Директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиер Эргашев, директор Института политических исследований Фонда Т. Усубалиева Эсен Усубалиев, заведующий сектором ЦА ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт Российского совета по международным делам Станислав Притчин рассмотрели основные цели и задачи экономической интеграции стран Центральной Азии в рамках ЕАЭС, развитие региональных связей.
Евразийский экономический союз – международная организация, в состав которой входит пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия. Три государства имеют статус наблюдателя: Молдова, Узбекистан, Куба. Они имеют право участвовать в заседаниях Союза по приглашению стран-участниц, но не могут влиять на итоговые решения.
Организация обеспечивает входящим в состав ЕАЭС государствам свободу движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, проводит скоординированную экономическую политику в целях создания условий для стабильного развития, роста жизненного уровня населения, формирования общего рынка, модернизации национальных экономик, повышения их конкурентоспособности.
Единый таможенный тариф позволяет свободно, без декларирования и государственного контроля перемещать товары между государствами-участниками. Имеются общие санитарные, ветеринарные и карантинные нормы. Проводится согласованная экономическая, промышленная, сельскохозяйственная, транспортная и трудовая политика, идет работа над созданием безопасного цифрового пространства. До 1 января 2025 года планируется сформировать общий энергетический рынок.
Узбекистан пока не вошел в состав ЕАЭС. Кыргызстан – член Организации с 2015 года. В ходе видеомоста стороны делились мыслями, идеями, рассуждали, что может дать членство в ЕАЭС Узбекистану, исходя из опыта Кыргызстана и местных особенностей.
Узбекистан в качестве наблюдателя является участником многих элементов общей интеграции с Союзом. Подписаны соглашения о зоне свободной торговли, беспошлинном обмене товарами по ряду позиций, но это не полноценное членство. То, какую выгоду может иметь от полноценного членства простой гражданин нашей страны, далекий от «согласованной экономической политики» и других сложных для понимания терминов, можно рассмотреть на примере Кыргызстана.
Оказалось, что граждане братской республики, работающие в России, находятся в более выгодной позиции в сравнении с узбекистанцами, так как могут:
въезжать в Россию по внутреннему паспорту;
дольше не вставать на миграционный учет;
поменять цель въезда, не покидая России;
не иметь патента на работу;
проживать вместе с семьей в течение всего срока действия договора;
не иметь территориальных ограничений при трудоустройстве;
получать ряд социальных пособий;
оформить ОМС (медицинскую страховку);
оформить статус самозанятых.
Казалось бы, о чем еще думать? Узбекистану немедля надо вступать в ЕАЭС. Но в любом процессе есть свои нюансы.
– В 2017-19 годах я был противником вступления Узбекистана в ЕАЭС, потому что исходил из того, что есть несколько направлений, по которым наша страна получала огромное преимущество, начиная от положения трудовых мигрантов и заканчивая такими областями, как текстильная, кожевенная, автомобилестроение. Но были и явно проигрышные сферы, в частности, состояние банковской системы. На тот момент наши банки были гораздо менее развиты, чем банки России и Казахстана, и не выдержали бы конкуренции с ними. В течение нескольких лет мы получили бы серьезное присутствие российских и казахстанских банков в нашей стране, а банковская система должна оставаться суверенной, – прокомментировал свое мнение директор ташкентского Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиер Эргашев. – Сейчас банковская система Узбекистана окрепла, учится работать в конкурентной среде. Но остались еще вопросы, требующие решения. К примеру, синхронизация процедур фитосанитарного контроля, а Узбекистан является главным поставщиком плодоовощной продукции на рынки Евразии. Мы только сейчас начинаем создавать механизм сертификации качества данной продукции. Учитывая такие моменты, правильным является стратегия постепенного, плавного вхождения Узбекистана в ЕАЭС, которая мне представляется наиболее оптимальной.
В ходе интересной дискуссии приглашенные эксперты пришли к логическому выводу. Исходя из того, что Россия и Казахстан – страны-участницы ЕАЭС –являются вторым и третьим главными внешнеторговыми партнерами Узбекистана, вступление в ЕАЭС видится объективным процессом и будет закончен в оптимальных для Узбекистана темпах, формах и динамике.
Г-н Бахтиер Эргашев рассуждает, как непосвященный эксперт. Если ему верить, то наша банковская система без России ничего не стоит? С десятками стран нормально торгуем, а без ЕАЭС никак? Разве это аргумент для вступления в ЕАЭС, что сотрудники банкой Узбекистана не могут синхронизировать процедуры фитосанитарного контроля? Для кого это детское объяснение? Возьмите какие-то российские процедуры и перепишите их для Узбекистана. Вот и получится синхронизация. Или посидите пару дней и согласуйте что надо на бумаге. И после этого возите в Россию по этим процедурам лук и другие овощи, от замены бумажек овощи другими не будут. Насчет трудовых мигрантов вообще разговоров нет, в России сейчас нехватка рабочих рук, и примут любое количество людей, тем более, что численность наших трудовых мигрантов в России упала в несколько раз. Раньше надо было облегчать участь трудовых мигрантов, а не сейчас. И про какие логические выводы можно почитать? Если начинать говорить, то нужно говорить профессионально, а не высокопарными словами. Про какие «объективные процессы» тут речь? Лучше расскажите, почему Армения уже смотрит из Евразийского союза по сторонам. Или расскажите, как фуры сотнями держат на границах, не дают пересечь, хотя в договоре ЕАЭС это записано, что машины и люди свободно пересекают. А вы тут про какую-то синхронизацию фитосанитарного контроля рассуждаете. Если конкурентам не выгодно, чтобы возили лук, они будут держать фуры на границе. Неужели не понятно? И не надо писать, как в детском саду «Казалось бы, о чем еще думать? Узбекистану немедля надо вступать в ЕАЭС». Ответ будет такой же смешной «Бегу в ЕАЭС, аж спотыкаюсь». А С.Притчин вообще ничего не сказал, а есть что сказать?
А,как будет распределятся деньги поступившие за счёт импортных товаров между членами стран ЕАЭС?
Если у каждого государства останется прибыл за счёт растаможки, тогда Узбекистану вообще не выгодно вступить в этот союз.
Во вторых рынок Узбекистана наполнят дешёвыми товарами которыми конкуренцию могут не выдержать товары производимые производителями узбекистана.в связи с этим сбыть местный товар на рынке будет тяжело и будут угрозы о приостановки производство в Узбекистане. Вот тогда будет безработица по Узбекистану! Это коротко я Вам написал Ещё может быт хуже! По этому Узбекистану стоит подумать о вступление!