11 июля в Токио состоялся международный «круглый стол» на тему: «Узбекско-японский экспертный диалог: Стратегическое партнерство в новых условиях». Мероприятие организовано Японским институтом международных отношений (JIIA) совместно
с Информационно-аналитическим центром международных отношений при МИД Республики Узбекистан.
В церемонии открытия мероприятия приняли участие представители Администрации Президента Республики Узбекистан, Парламента Японии, Министерств иностранных дел.
Заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) Бахтиёр Мустафаев, выступая на мероприятии, отметил, что новая динамика региональной кооперации
в Центральной Азии способствовала активизации центральноазиатского вектора внешней политики Японии.
Подчеркивалось, что благодаря прагматичной внешней политике Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, региональное сотрудничество в Центральной Азии переживает новый исторический этап своего развития. В результате укрепляется роль Центральной Азии в системе международных отношений, страны региона эффективно сотрудничают по предотвращению региональных вызовов и угроз, реализуются крупные инфраструктурные проекты в сфере торговли, транспорта и энергетики, растут объемы прямых инвестиций зарубежных стран и расширяется сотрудничество с международными организациями. Все это способствовало усилению интереса ведущих стран мира к региону.
В то же время, как отметил Б.Мустафаев, Япония придает большое значение развитию всесторонних и взаимовыгодных отношений со странами Центральной Азии. Это подтверждается включением региона в «Синюю книгу по дипломатии» Японии за 2023 год как одного из важнейших приоритетов внешней политики страны, а также предстоящим саммитом «Центральная Азия-Япония».
«Страны Центральной Азии, в свою очередь, рассматривают Японию как стратегически важного партнера, вносящего весомый вклад в обеспечение стабильности и устойчивого развития региона», — подчеркнул он. По мнению эксперта, данная позиция обусловлена следующими ключевыми факторами:
во-первых, с первых дней независимости стран региона Япония оказывала поддержку в развитии экономик центральноазиатских государств в рамках реализации инфраструктурных проектов и эффективного сотрудничества в таких международных организациях и финансовых структурах, как ОЭСР, ЕББР, АБР, ЦАРЭС;
во-вторых, Токио в своей политике в отношении региона основывается на принципах равноправия, взаимного уважения
и взаимного учета интересов, и не выдвигает необоснованные политические условия для сотрудничества;
в-третьих, с учетом проводимых реформ в странах Центральной Азии по модернизации экономики и переходу на инновационный путь развития, представляет интерес научно-технологический потенциал Японии, который сегодня считается одним из ведущих в мире.
в-четвертых, Япония является одним из первых государств, который рассматривала регион как единый организм. Именно Япония ещё в 2004 г. предложила создать формат «Центральной Азии-Япония».
Говоря о дальнейшем развитии взаимодействия между странами Центральной Азии и Японии, Бахтиёр Мустафаев выделил ряд перспективных направлений двустороннего и многостороннего сотрудничества.
Первое, как отметил Б.Мустафаев, на фоне усиления вызовов и угроз религиозного экстремизма и терроризма особую актуальность приобретает совместный поиск эффективных решений по борьбе с этими опасными явлениями.
В мае т.г. по инициативе Президента Республики Узбекистан совместно с Контртеррористическим управлением ООН учрежден Региональный экспертный совет (РЭС) в Центральной Азии по вопросам реабилитации и реинтеграции, а также в Ташкенте проведено его первое заседание.
В данном контексте, по мнению эксперта, поддержка и участие Японии в реализации проектов и мероприятий в рамках деятельности РЭС, несомненно, окажет положительное влияние на усилия стран региона по вопросам реабилитации и реинтеграции.
Второе, по мнению замдиректора ИСМИ, перспективным является партнерство в области критически важных минеральных ресурсов. В ЦА сосредоточено 39% мировых запасов марганцевой руды, 31% хрома, 20% свинца, 13% цинка, 9% титана. Взаимодействие со странами ЦА позволит Японии диверсифицировать источники полезных ископаемых и предотвратить сбои в цепочках поставок. По открытым источникам, только в 2022 г. Япония импортировала редкоземельные металлы на сумму 628 млн. долл.
«Соответственно привлечение качественных инвестиций
и современных технологий Японии в глубокую переработку ресурсной базы с созданием полной цепочки добавленной стоимости станет важным фактором в деле обеспечения опережающего развития региона», — подчеркнул эксперт.
Третье, со слов эксперта, это взаимодействие в формировании разветвлённой транспортно-коммуникационной системы. Эксперт сослался на оценки ООН, согласно которым, к 2050 году спрос на грузовые перевозки в мире вырастет в 3 раза. По его словам, такая тенденция является прямым вызовом для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, по которому сегодня осуществляется более 80% всего объема мировой торговли.
В этой связи, как отметил Б.Мустафаев, особую актуальность приобретает тесное взаимодействие стран Центральной Азии и Японии в вопросах строительства и модернизации железных дорог и автомобильных магистралей, а также цифровизации таможенных пунктов современными технологиями и создания логистических центров, что позволит раскрыть транспортно-транзитный потенциал Центральной Азии, находящейся на «стыке» Европы и Азии.
Четвертое, как указал эксперт, Центральная Азия входит в число регионов, наиболее подверженных негативным последствиям изменения климата. В частности, по оценкам Всемирного банка, если к концу XXI века при сохранении нынешних темпов средняя температура в мире повысится на 4 градуса по Цельсию, то в ЦА повышение составит 7 градусов.
«В результате под угрозой прорыва продолжают находиться 300 высокогорных озер. Согласно расчетам специалистов, при повышении среднегодовой температуры на 2-4 градуса объем горных ледников в ЦА может сократиться до 78%», — дополнил замдиректора ИСМИ.
С учетом вышеизложенного, как считает Б.Мустафаев, предоставление технологии Японии в сфере энергоэффективности
и сбережения воды будет способствовать укреплению устойчивости региона в области зеленой энергетики. Более того, высокий интерес представляет опыт Японии по разработке приложений с использованием радарных спутников для мониторинга стихийных бедствий, а также строгие стандарты сейсмостойкости строительства.
Пятое, эксперт призвал реализовать проекты в области сокращения бедности. Сегодня Центральная Азия одна из самых быстрорастущих регионов в мире в демографическом плане. С этой точки зрения, отметил Б.Мустафаев, создание новых рабочих мест представляет высокий интерес. По его словам, важно продолжить реализацию программы «одно — село, один – продукт» при содействии JICA. В рамках реализации этого проекта в период 2017-2022 гг. в Кыргызстане были разработаны 280 продуктов и созданы 3 тыс. рабочих мест, заключены 167 экспортных контрактов на 238 млн. долл.
В заключение Б.Мустафаев отметил, что оценки многих наблюдателей о том, что в ЦА все экономические ниши уже заняты, не соответствуют действительности. Благодаря новой динамике региональной кооперации Центральная Азия сегодня открыта для равноправного и взаимовыгодного партнёрства со всеми государствами мира.