Каждую неделю нам на глаза попадаются грустные новости из различных регионов страны, связанные с гибелью под колесами автомобилей узбекистанцев. Если есть проблема, нужно попробовать найти для нее решение, за которым мы и отправились на улицы Ташкента, чтобы узнать мнение самих горожан по вопросу, озвученному в заголовке.
В Учтепинском районе Ташкента 27 июня 16-летний подросток за рулем Malibu-2 с тремя своими друзьями в салоне гнал на высокой скорости, пролетел на красный и сбил 39-летнего мужчину.
В Хатырчинском районе Навоийской области 1 июля на нерегулируемом пешеходном переходе водители двух электромобилей BYD Song Plus насмерть сбили 8-летнюю девочку, несясь со скоростью выше 140 км/ч.
В Самарканде 6 июля автомобиль Nexia на высокой скорости насмерть сбил 7-летнего мальчика.
В Андижане 8 июля водитель Cobalt наехал на 10-летнюю девочку на нерегулируемом пешеходном переходе.
Всё это — наезды, произошедшие в Узбекистане только за последние дни.
Согласно статистике за 2023 год в Узбекистане зафиксировано 9 839 ДТП, в которых 2 282 человека погибли, 9209 получили травмы различной степени тяжести. Особенно тревожно, что в 1794 случаях участие принимали дети: 1568 пострадали и 263 из них погибли.
Таким образом, дорожные происшествия в Узбекистане стали одной из пяти главных причин смертности в стране.
По данным недавнего Обзора безопасности дорожного движения в Узбекистане, подготовленного ООН, около 50% всех смертей и травм в ДТП связаны с наездом машин на пешеходов.
Чтобы исправить ситуацию, по мнению специалистов исследования, необходимо менять дорожную инфраструктуру в стране, чтобы сделать улицы безопаснее для пешеходов, детей, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями.
В рекомендациях также отмечается необходимость разделения различных участников дорожного движения и устранение взаимодействия между высокоскоростным движением и уязвимыми участниками дорожного движения.
Кроме того, поскольку превышение скорости является причиной 30% смертей в авариях, существует потребность скорректировать ограничения скорости в городах с 60 км/ч до 50 км/ч, а также внедрять более эффективные методы контроля скорости, в том числе с помощью современных технологий, подчеркивают исследователи ООН.
«В первую очередь необходимо воспитывать культуру вождения у водителей, мы повсеместно видим, как пересекают стоп-линию, не обращают внимание на светофоры. Во-вторых, пешеходов тоже надо воспитывать, бывает так, что на красный перебегают. Прям с детского сада надо учить. Раньше, в советское время, детей в игровой форме обучали элементарным правилам дорожного движения. Имея 45-летний водительский стаж, могу утверждать, что многие на дорогах не знают самых простых правил», — делится мнением житель столицы.
Еще одно исследование безопасности дорог для пешеходов провели 30-31 мая в Ташкенте в рамках социального проекта «Безопасное движение», в котором триатлонист Шавкат Мусинов за сутки прошел 100 км по столице, фиксируя проблемные участки. На основе собранных данных была составлена дорожная карта с рекомендациями и передана в хокимият столицы для дальнейшего исправления.
По итогам пробега было отмечено множество недостатков, связанных с непродуманным планированием городских улиц, таких как парковка автомобилей на пешеходной дорожках, обрывающиеся тротуары, вынуждающие пешеходов выходить на проезжую часть «слепые зоны», где пешеходы не видят автомобилей, выезжающих из-за поворота.
Всё это призывает обратить внимание властей на правильное планирование дорог, которое физически не позволит большинству аварий и наездов случиться.
«На всех нерегулируемых пешеходных переходах нужно установить светофоры. Обязательно выделить тротуары и дорожки для велосипедистов, на которые не смогут заезжать машины. Я замечаю, что в городе, а особенно в области, мало таких дорожек, а хуже всего, когда на них паркуются и разъезжают машины», — возмущается другой житель Ташкента.
Возникают также серьезные вопросы в свете последних данных в отношении трагического ДТП в Хатырчинском районе, где насмерть сбили 8-летнюю девочку. Водитель, совершивший 12 нарушений за превышение скорости в последний год, явно привлекает внимание к вопросу о введенной в Узбекистане системе начисления штрафных баллов.
Эта система предусматривает возможность лишения прав водителя при накоплении 12 баллов в год. Исходя из того, что за превышение скорости начисляется балл, странно, что водителя не лишили прав до трагедии, предотвратив гибель ребенка.
Возможно, учитывая факт такого отношения к ПДД со стороны водителя, уже имевшего на счету 12 нарушений, должно побудить чиновников пересмотреть систему наказания. Нарушители должны понимать, что не ограничатся штрафом за очередное превышение скорости. А ведь каждый такой случай нарушения может повлечь за собой гибель невинных людей.
На данный момент ситуация обстоит так, что при переходе дороги в Узбекистане люди могут обезопасить себя, строго соблюдая правила дорожного движения, и, как посоветовала нам одна из жительниц — двигаешься медленно, смотришь по сторонам, желательно в яркой одежде, при этом не забывая читать оберегающую молитву…
Что вы думаете по сложившейся ситуации, пишите нам в комментариях.
Назима Махмудова
Репортаж: Михаил Довлатов
Друзья, если вы проживаете в Ташкенте и есть желание поделиться своей интересной историей/проблемой/мнением для широкого освещения в СМИ и социальных сетях — отправьте сообщение в телеграм-бот @NUZUZsuperbot или письмо на наш e-mail: otkritayatribunanuzuz@gmail.com
Я как водитель и пешеход равноправно между ими и этими подумывал об этом. И считаю что мосты или тоннели обязательно нужны, в особенности урбанизации Ташкента и страны в целом.
Нужно начать избавляться от нерегулируемых переходов — там где можно поставить светофоры, а где нельзя, сделать либо мосты либо тоннели
Оберегающая молитва последняя мера обезопасить себя на дорогах. Если мы пришли к этому, тогда позор всем ответственным органам отвечающим за безопасность дорог.
Cнизили скорость в городе до 60, поставили камеры — нечего не изменилось на дороге! Продолжает расти число ДТП в стране. Нужны другие меры.
Отсутствие разметки, яма на дороге, нерабочий светофор, закрытый чем-нибудь знак — за это тоже надо наказывать ответственные органы.
Порядок на дорогах начинается с грамотно организованной структуры-планировки и т.д. и соответственно регулярного ухода за этими всем. Думаю штрафы тут не работают.
Как гоняли бессмертные по дорогам, так и гоняют. Едешь со скоростью 60 км, а мимо тебя пролетают блатные на малибу, и иных иномарках. Дороги все в дырках, много где не работают светофоры. СБДД не работают должным образом.
Те кто не соблюдали скоростной режим 60 км в час, не будут соблюдать и 50 км в час
Надо наказывать нарушителя так, чтобы в следующий раз задумывался, а стоит ли это делать. Наказывать надо и пешехода, когда он нарушает. Наказывать дорожные служба за ПЛОХУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ дорожного движения (светофоры не отрегулированы, ямы, отсутствие дорожной разметки). Возможно тогда смертность и аварийность снизятся гораздо ощутимее, чем от снижения предельной скорости.
Я считаю что каждый, кто желает получить водительское удостоверение и ездить за рулём автомобиля, тот обязан читать и выучить ПДД! Сотрудники ГАИ ответственные на экзаменах, должны строго и ответственно проверять знание каждого ученика автошколы! Полностью прекратить ходы коррупционных действий с обеих сторон, не предлагать и не давать денег а сотрудники ГАИ сами должны строго пресекать такие действия со стороны людей сдающих экзамен. Только тогда, будет низкий показатель статистики ДТП и несчастных аварий на дорогах.
Те кто допустил, что тип превысивший скорость 12 раз за год продолжал ездить за рулем виноваты не меньше убийц девочки. В любой другой стране его бы лишили прав.
Почему у нас никому нет до этого дела? Почему всякая золотая молодежь может продолжать легально ездить, нарушая правила сколько угодно?
Я призываю всех не быть равнодушными к месту, где мы живем, требовать изменений и жаловаться на проблемы.
Владение автотранспортом нужно приравнять к владению огнестрельным оружием (ведь только одним автомобилем и без оружия можно убить много людей — что и применяют часто террористы)
Водителей и пешеходов (не зависимо от занимаемой должности и т.д.) жестко наказывать (космические штрафы, конфискация авто в пользу государства, тюремные сроки, пожизненное лишение прав, исправительные работы — собирать мусор и т.д.) !!!
Если нет возможности установить стационарные светофоры то нужно увеличить число мобильных светофоров работающих на солнечной энергии в особенности возле школ и детских садов.
Водители не обращают внимание на ограчиние скорости 30 км.ч. нужно обязательно установить камеры по обнаружении нарушителей.