back to top
19 C
Узбекистан
Четверг, 24 апреля, 2025

АЭС в Узбекистане: трезвый расчет и прагматизм

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,460ПодписчикиПодписаться

В конце мая, в ходе визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, совместно с президентом Шавкатом Мирзиёевым было подписано Соглашение о начале строительства АЭС малой мощности (АСММ), состоящих из шести малых реакторов мощностью 55 Мвт каждый. Соглашение предусматривает начало работ уже этим летом. Хотелось назвать это событие историческим, но…

Предыстория 

На самом деле, знаменательное событие в сфере атомной энергетики Узбекистана состоялось 7 лет назад, когда конце декабря 2017 года правительство Узбекистана и государственная корпорация «Росатом» подписали в Ташкенте межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, которое Президент Шавкат Мирзиеев назвал историческим, подчеркнув, что «Впервые в истории подписано соглашение о строительстве АЭС, мы думаем о завтрашнем дне. Нужно задаться вопросом, что достанется будущему поколению».

Начало было многообещающим, создано агентство «Узатом», определена площадка для строительства АЭС, начались изыскательские работы по проектированию, исследованиям на сейсмичность, привязку, экологические согласования и т.д. Для подготовки специалистов Указом президента Шавката Мирзиёева открыт Ташкентский филиал НИЯУ МИФИ. 

Но, проект неожиданно забуксовал. Причинами, повлиявших на приостановку строительства АЭС большой мощности, оказались вовсе не инженерного, технологического, экологического и даже не организационного свойства. Одним из барьеров этому, стал прессинг со всех сторон. Уж больно лакомый кусок – строительство АЭС.

Крупнейшие игроки мирового ядерного рынка наперебой стали предлагать Узбекистану свои услуги, всячески препятствуя участию в этом проекте самого инициатора – России.

Одновременно с этим, словно по команде, против строительства АЭС по российским технологиям, в один голос стали выступать различного рода псевдоэкологи, экоактивисты и ННО, в основном, существующие на западные гранты. Аргументами, которыми они оперировали – это были радиационная опасность для экологии, большой расход воды и зависимость от России. Однако о зависимости и вреде западных технологий в их устах ни слова не звучало.

На этой волне, на всех уровнях говорилось о развитии альтернативных видов источников энергии – фотоэлектрических и ветряных станций. Тренд для Узбекистана несколько запоздалый. В мире ВИЭ энергично начали развивать по нынешним меркам уже давно. Достаточно напомнить, что более 15 лет назад в бытность Арнольда Шварценеггера губернатором Калифорнии существовал проект «Миллион солнечных крыш», аналогичный проект «Сто тысяч солнечных крыш» продвигался в Германии.

Правда, когда выяснилось, что при всех своих несомненных плюсах ВИЭ имеют достаточно серьезные минусы, связанные с утилизацией вредных веществ в фотоэлементах, накопителях и, самое главное, в стоимости производимой электроэнергии, голоса противников АЭС несколько приутихли.

При этом, стоит отметить, что атомщики против других источников энергии, в частности ВИЭ, никогда не выступали, справедливо полагая, что любые источники генерации имеют право на существование, дополняя и подстраховывая друг друга в общем энергобалансе страны.

Мало того, если для примера брать Росатом, то физики-ядерщики непосредственно участвовали в разработках элементной базы для фотоэлектрических станций, включая производство накопителей.

А что Узбекистан?

Переговоры по строительству АЭС в Узбекистане затянулись аж на семь лет. Для современной динамично развивающейся экономики это многовато. За эти годы введена АЭС в Беларуси, готовится к запуску первый энергоблок на АЭС «Аккую» в Турции, активно идет строительство атомной станции в Бангладеш. Все больше стран Глобального юга обращают свой взор к Росатому, проявляя интерес не только к строительству АЭС, но и к ядерным технологиям в целом.

Переговорный процесс оказался нелегким, сложным и было ощущение, что станция стала политической заложницей. Многие детали переговоров не раскрывались, однако судя по заявлениям руководящих лиц, от строительства АЭС Узбекистан не отказывался. Для Узбекистана это было важно и в плане сохранения своего имиджа, как надёжного партнера, с которым можно иметь дела.

В этой ситуации Росатом проявлял выдержку, терпение и понимание. В свою очередь, Узбекистан, испытывая колоссальное давление, показал себя трезвомыслящим и прагматичным партнером, учитывающим все мельчайшие нюансы важной для республики сделки. Всё это вместе привело к компромиссному решению о строительстве АЭС малой мощности.

В Узбекистане четко осознавали, что при наличии больших планов по развитию экономики, освоению природных ресурсов, без мощной энергетической базы не обойтись. Наряду с ТЭС, ФЭС и ВЭС, собственная АЭС пусть и малой мощности, даст возможность стабильного электроснабжения и станет важным элементом в системе энергетической безопасности республики.

В средствах массовой информации республики достаточно много и подробно рассказывалось о планируемом строительстве АЭС на базе реактора ВВЭР-1200, но читатели имеют малое представление о реакторах малой мощности, которые станут основой будущих станций в Узбекистане.

Вкратце поясним. В основе проекта атомных станций малой мощности (АСММ) лежит водо-водяной реактор РИТМ-200Н. на этих реакторах работает атомный ледокольный флот России. Однако благодаря инновационным технологиям, Росатом сумел полностью адаптировать их к «сухопутным» условиям.

Конструктивно, они конечно же отличаются от мощных реакторов ВВЭР-1200 и заслуживают отдельного описания, и мы обязательно ознакомим читателей со всеми характеристиками и особенностями реакторов малой мощности в самое ближайшее время.

В заключении хотелось бы отметить, что все большая часть специалистов склоняется к мысли о целесообразности строительства АЭС в Узбекистане. Так, оценивая сегодняшнее динамичное экономическое развитие Узбекистана, эксперты прогнозируют, что спрос на электроэнергию в стране будет только расти. В частности, директор Агентства по атомной энергии Азим Ахмедхаджаев в мае 2024 года констатировал: «По прогнозам, в Узбекистане спрос на энергоресурсы вырастет почти в два раза к 2050 году, и очевидно, что для стабильной работы энергосистемы и развития экономики наша страна должна обеспечить себя, помимо возобновляемых источников энергии, базовым источником энергии».

Таким образом, решение президента Узбекистана Шавката Мирзиёева о строительстве АЭС является взвешенным и прагматичным, стратегическим, национально ориентированным, направленным на благополучие следующих поколений Республики Узбекистан.

М.ДЖАНГИРОВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Неприкрытая пророссийская и антизападная тональность статьи сразу убивает любые надежды на беспристрастный анализ. Результат — реклама Росатома, плохо прикрытая заботой об интересах Узбекистана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

У узбекских промышленников имеются трудности в обеспечении электроснабжения, но в будущее смотрят с оптимизмом  

Индекс бизнес-климата в Узбекистане вырос в марте второй месяц подряд. В целом компании более удовлетворены своим текущим положением; их...

Больше похожих статей