История двадцать первая. Часть 2
В предыдущей публикации «Страниц… » шел рассказ о том, как нынешний гитарист «Яллы» Джавлон Тохтаев на заре своей музыкальной карьеры получил приглашение играть в вокально-инструментальном ансамбле «Наво». О том, как развивались события дальше, расскажем в продолжении.
«Наво» вырос из хорошо известной и популярной в Ташкенте бит-группы «Синтез». Джавлон знал почти всех его участников. Руководителем ансамбля был назначен ушедший из «Яллы» Алиаскар Фатхуллин. Ансамбль поначалу строился вокруг Мансура Ташматова и Казима Каюмова, как солистов. Была и солистка Надира Султанова. С ней у Джавлона сразу наладились отношения.
По творческим амбициям «свободных художников», по разноречию мнений «Наво» был непростым коллективом. В коллективе хватало стрессовых ситуаций.
Как рассказывал впоследствии в одном интервью[1] Фатхуллин, «у каждого участника {был} свой характер, свои, как говорится, «тараканы в голове», и с каждым надо было найти общий язык, подобрать подход к его профессиональным и человеческим качествам». В «Наво» Джавлон проработал около года. И, как сам говорит, «не нашел себя в этом ансамбле». Поэтому, когда случилась неприятная история, без особого сожаления ушел из «Наво».
Причина обычная для советской эстрады — престижная заграничная гастрольная поездка. В Югославию, которая тогда была полукапиталистической страной. «Вместо Надиры, — рассказывает Джавлон,руководство собралось отправить другую певицу». Музыкант уперся: «Тогда не еду». Компромисса не случилось и Джавлон с Надирой в 1978 г. покинули ансамбль. Отголоски конфликта докатились до самых окраин эстрадной территории Узбекистана, из-за чего удалось устроиться на работу лишь во второй состав свадебного ансамбля Дома быта, что находился возле вокзала. Казалось, зигзаг удачи устремился в нерадостное будущее.
В малорадостной жизни лабуха[2], есть один плюс — набираешься бесценного опыта жизни на сцене. Играл на свадьбах, вечерах отдыха, юбилеях… Но спустя около года Джавлону позвонил Фарух Закиров. «Яллу» тогда сильно тряхнул внутренний кризис и руководитель ансамбля фактически остался в одиночестве, а потому набирал новый состав. Среди приглашенных был замечательный аранжировщик Рустам Ильясов, ставший музыкальным руководителем ансамбля, в него теперь входили также Алишер Туляганов, Аббос Алиев, Борис Гершкович… После некоторых размышлений согласился присоединиться к группе брат Рустама – отличный клавишник Дони Ильясов. Появились и солистки: Лена Живаева, Света Бабаханянц, Мамура Курбанова, Саима Абдураимова…
Шел 1979 г., начались репетиции, были выступления, а вопрос с оформлением новых музыкантов в Узбекконцерт по-прежнему висел в воздухе. Как вдруг, пришла директива из Москвы.
Предстояли торжества по случаю памятного юбилея – 70 лет со дня рождения узбекского поэта Хамида Алимджона в Колонном зале Дома Союзов в Москве — и «Ялла» должна была там выступать. «Но официально в штате Узбекконцерта тогда числился только Фарух, — рассказывает Джавлон. Другим даже билеты нельзя купить. Да, еще я занозой… Однако, ребята сказали: или едем вместе, или никто. Амо Рубенович вызывает меня к себе, мы с ним не виделись все это время. Захожу. Говорит, не хочу, чтобы ты в «Ялле» работал, но меня заставляют обстоятельства. И подписывает документ. Все, тема оформления закрылась, работаем».
Через полгода, — продолжает «Джавлон», — у «Яллы» была первая поездка во Вьетнам. Руководителем ехал Амо Рубенович. И надо же, чтобы на местном базаре случился инцидент. Покупали жемчуг. Вдруг пацаненок выхватывает у Амо Рубеновича жемчужную нитку и дает деру… Но в мою сторону… Осталось аккуратно дать ему подножку, чтобы не зашибся, и мы с Амо Рубеновичем стали друзьями».
В 1979 г. был закрыт Ташкентский мюзик-холл, созданный Батыром Закировым и последние шесть лет жизни он часто выступал с «Яллой», обычно закрывал программу. Ездил с ансамблем в гастрольные поездки по республике. Переезды длились иногда по 12 часов. В автобусах Батыр Каримович и Джавлон нередко сидели вместе, много общались. К слову, Джавлон первый раз увидел легендарного певца в жизни именно в тот день, когда тот попытался его «спасти».
«На меня, — говорит Джавлон, — Батыр Каримович оказал огромное влияние. Моя жизнь в музыке поделилась на время «до него» и «после него». В трудные моменты я, бывает, думаю, как бы он поступил в таком случае. Он был очень неравнодушный человек. Фарух мудро может лишний раз отойти в сторону, переждать… Батыр Каримович горел ярким пламенем, что не так – сразу возмущался. И радовался ярко. Прекрасно рисовал, сохранился его шарж на меня. Писал стихи, эпиграммы… Два стихотворения у меня сохранились в автографах. Вот история одного. Когда мы были в Монголии в Улан-Баторе я часто бегал по ночам звонить своей девушке по секретной связи из советской воинской части. Батыр Каримович, наблюдая мои старания, написал на меня эпиграмму: «Опалён, окрылён, удивлён, поражён… Джавлон… телефон, телефон, телефон…».
В «Яллу» Джавлон пришел как акустический гитарист, соло-гитаристом был Борис Гершкович. Сольные партии Джавлон поет редко и не очень к этому стремится, хотя диапазон его голоса до трех октав. Он звучит, например, в дуэте с Кумуш Раззаковой в песне Jonim Neder Oq Bulut ? («Что такое облака?») из фильма «Невеста из Вуадиля» (1984). Серебристый голос Кумуш очень гармонично сочетается с теплым, мягким тенором Джавлона. Но в выложенном в Интернете видео этой песни, вместо него исполнителем ошибочно указан Казим Каюмов, прекрасный певец, Заслуженный артист Узбекистана, но Кумуш все-таки пела с Джавлоном. Сплоховали авторы видео и в титрах, где сообщается, что это песня из кинофильма «Дуэль под чинарой», снятого в 1979 г., хотя она звучит в фильме «Невеста из Вуадиля», вышедшем, как сказано выше, в 1984 г. Досадно!
Джавлон Тохтаев и Кумуш Раззакова поют на узбекском языке песню Jonim Neder Oq Bulut ? («Что такое облака ?») из фильма «Невеста из Вуадиля» (1984).
В начале своей профессиональной музыкальной биографии Джавлон играл на разных инструментах Fender, Stratоcaster, Musima Eternna, Honda… Но наступил день, когда государство приобрело для него 6-струнную и 12-струнную электроакустические гитары американской фирмы Ovation («Овация»)[3]. «Я играю на инструментах этой марки уже лет 30 и ничего лучше не видел,- говорит Джавлон. — Это номерные инструменты, которые делаются на заказ. И стоят они от 7,5 до 15 тыс. долларов».Об Ovation пишут, что эти гитары выдают «первозданный живой звук». Но с такими гитарами, как говорят, нужно «подружиться», сыграться, поработать вместе. У Джавлона это получилось. В мире на Ovation играют многие известные зарубежные музыканты.
На рубеже 2020/2021 гг. Джавлон c удовольствием принял участие в битловском проекте «Яллы» When I’m 64, названном так по имени хорошо известной песни The Beatles. Примечательно, что Джавлону тогда исполнилось именно 64 года. Было решено записать несколько песен The Beatles, ставших классикой мировой музыкальной культуры.
В частной звукозаписывающей студии Максима Пенсона, лучшей в Ташкенте, собрались музыканты «золотого состава» «Яллы»: Фарух Закиров (вокал, флейта), Аббос Алиев (гитара), приехавший из США Рустам Ильясов (вокал, бас-гитара), Джавлон Тохтаев (гитара), а также приглашенные музыканты: солисты — Равшан Абудураим-Абдуллаев, Ахмад Башарский, Мансур Ташматов; клавишники — Дони Ильясов и Марат Максуди, ударники — Алишер Туляганов и Шухрат Харитдинов, кларнет — Анвар Курдашев и Джахангир Хайдаров. Это был музыкальный праздник. Его итогом стала запись двух песен на узбекском языке и пяти песен ливерпульской четверки на английском, благодаря чему ташкентские музыканты отменно проявили себя еще и как cover-group.
Музыканты «Яллы» поют песни The Beatles
После проекта When I’m 64 Джавлон и Аббос договорились записать дуэтом двадцать битловских песен. На каждом треке играли на трех — четырех гитарах. Сначала это были студийные инструменты Максима Пенсона, но потом отыграли на Ovation. В начале 2023 г. работа была успешно завершена. Песня Джорджа Харрисона Here Comes the Sun в исполнении Джавлона и Аббоса выложена в сети. Браво!
В октябре 2023 г. в Ташкенте с трехлетним опозданием из-за пандемии «Ялла» отпраздновала 50-летний юбилей. Серия концертов прошла во Дворце профсоюзов, бывшем концертном зале им. Свердлова. По случаю юбилея Указом президента Узбекистана участники ансамбля были награждены орденами: Фарух Закиров — орденом «Эл-юрт хурмати» («Уважаемому народом и Родиной»); Аббос Алиев, Джавлон Тохтаев, Тимур Халиков и директор ансамбля Игорь Халиков — орденами «Дустлик» («Дружба»).
Александр ПОПОВ
Продолжение музыкальных историй следует
На заставке: Джавлон Тохтаев
[1] https://tatar-congress.org/ru/blog/aliaskar-fathullin-ya-zarazhen-virusom-kino/
[2] Музыкант играющий в ресторанах, на свадьбах и т. п. (жаргон)
[3] Гитары Ovation появились в середине 1960-х гг., как продукт компаниии Ovation Guitar Company, выступавшей под торговой маркой KMCMusicorp, «дочки» фирмы Kaman Aircraft, которая занималась разработкой вертолетного оборудования и воздушными перевозками. При этом изготовители использовали свой опыт в области композитных материалов, применяемых в авиастроении. Фирмой Kaman Aircraft руководил гитарист-любитель Чарльз Каман, который в поисках новых направлений бизнеса решил заняться производством гитар и других музыкальных инструментов. В последующем Ovation Guitar Company вместе KMCMusicorp приобрела корпорация Fender Musical Instruments.
Что сказать про Джавлона?Он всю жизнь страдал комплексом неполноценности,постоянные конфликты с Алишером…И только вопрос зарабатывания денег держал его в группе!Гниль ещё та,и не надо его превозносить!Именно из-за Джавлона группу покинул Ибрагим…
Может вы под своим настоящим именем об этом заявите? Будет намного честнее и порядочней.
…а караван идет.
почему не написали что в Ялле играл на гитаре еще и Тулкун Эркинович Исаков? ,(ныне профессор ударных инструментов живет в америке),замечательный преподаватель, творец.
Наградили Тимура Халикова-ударник, а почему не наградили Алишера Туляганова, который сто лет отыграл а Ялла. И вообще, почему о нем ни слова!!!!!