В прошлый четверг в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт флейтовой музыки, который, думаю, надолго останется в памяти благодарных слушателей. Играли флейтистка Виктория Клюкина – лауреат международных конкурсов и пианистка Татьяна Мякушко – доцент, заведующая кафедрой камерной музыки нашей консерватории, которые в тот вечер представляли семейную музыкальную династию. И мать, и дочь не новички на ташкентской сцене, каждая из них не раз выступала как в ансамбле, так и с оркестром, но вместе в одной солидной камерной программе они в тот вечер играли впервые. Поэтому этот концерт был одним из самых ожидаемых событий в начале наступившего нового года.
Несколько слов об исполнителях. Виктория Клюкина родилась в Ташкенте в семье музыкантов. Училась в РСМАЛ имени В. Успенского вначале на блок флейте под руководством Ж. С. Сабурова, потом на флейте в классе известного музыканта Д. А. Вареласа, а после его отъезда у Г. Ж. Курбановой. В школьные годы принимала активное участие в различных исполнительских конкурсах, завоевывая лауреатские звания, а также солировала с такими камерными оркестрами, как «Юные дарования», «Туркистон» и симфоническим оркестром РСМАЛ имени В. Успенского.
В 2018 году Виктория поступила в Сингапурскую консерваторию в объединенный класс Е. Брокмиллера и доктора Ш. Лима. В течение четырех лет учебы в бакалавриате она принимала активное участие в музыкальной жизни вуза: успешно выступала как солистка и ансамблистка. Помимо этого, участвовала в международных музыкальных фестивалях и мастер-классах.
Сейчас Виктория Клюкина студентка магистратуры Tianjin Juilliard School (Китай) по специальности оркестровое исполнительство, где занимается в классе Г. Итцеса, продолжая осваивать флейтовое искусство.
О замечательной пианистке Татьяне Мякушко, которую отличают большое уважение к слушателю и профессионализм, автор статьи уже писала («Татьяна Мякушко, «миссия» которой всегда выполнима», 8.10.2021г.), поэтому напомню только некоторые ключевые моменты ее биографии. За плечами пианистки РСМАЛ имени Р. Глиэра (класс специального фортепиано И. М. Киреевой), фортепианный факультет Ташкентской консерватории (класс доцента С. Д. Мошкова) и ассистентура-стажировка по специальности «Камерный ансамбль» (класс доцента А. Г. Грингоф).
В течение многих лет Мякушко выступала в ансамбле с узбекистанскими музыкантами: пианистками А. Грингоф, А. Шариповой и Б. Ахмеджановой, скрипачами Е. Матвеевой и С. Джумаевым, флейтисткой С. Заировой, гобоистом Р. Бекбабаевым, фаготистом Е. Кимом. Неоднократно умело и благородно аккомпанировала солистам ГАБТа имени А.Навои народному артисту Узбекистана Нормумину Султанову, Нурмахмату Мухамедову и Махмуду Рузиеву, а также приме оперетты заслуженной артистке республики Динаре Миняевой.
В настоящее время Татьяна Юрьевна преподает камерный ансамбль, являясь доцентом, заведующей кафедрой камерной музыки Государственной консерватории Узбекистана.
В конце ушедшего года и мать, и дочь успешно выступили в концерте известного камерного оркестра «Солисты Узбекистана» под управлением заслуженного артиста республики Анвара Раимджанова. Виктория замечательно исполнила Флейтовый концерт К. Ф. Баха и «Цыганские напевы» П. Сарасате, Татьяна – «Снежинки» и «Быстрое движение» из Джазовой сюиты для фортепиано с оркестром А. Цфасмана, и вдвоем они сыграли с оркестром «Гранд танго» А. Пьяццоллы. Публика была в восторге.
И, наконец, недавний «Вечер флейтовых сонат», в котором звучала музыка С. Франка и С. Прокофьева. Семейный ансамбль вновь оказался на одной сцене. Программа сложная. Музыка сонат дает исполнителям возможность понять и оценить свои силы, а слушателям еще раз прикоснуться к гениальным авторам двух опусов. Многие помнят исполнение этих сонат узбекистанскими музыкантами – А.Малкеевым и Д. Вареласом. Казалось бы, соревновать с ними очень трудно. Но семейному дуэту удалось сказать свое новое и весомое слово. Это было прекрасное исполнение музыки двух великих композиторов.
Вечер камерной музыки открыла известная Соната для флейты и фортепиано (Ля мажор) С. Франка – бельгийца немецких кровей, сформировавшегося как личность в Париже, ставшего крупной фигурой музыкальной культуры Франции второй половины XIX века. Она была написана для скрипки, рукопись которой композитор преподнес в качестве свадебного подарка ее первому исполнителю – знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи, игравшего ее до конца своей исполнительской карьеры. Впоследствии эта соната вошла в репертуар многих известных скрипачей. И не только. Партия скрипки, одноголосная на всем протяжении произведения, была впоследствии переложена для различных инструментов, в том числе для флейты. И в том, и в другом варианте она потрясает мелодической красотой, гаммой чувств от нежной созерцательности до страстного драматизма.
Соната наполнена не только любовью, но и всем богатством человеческих чувств. Все это удалось передать исполнителям, которые хорошо понимали друг друга, оба инструмента звучали равноправно. Клюкина и Мякушко играли легко, изящно, музыка Франка просто сверкала: флейта пела свои темы, а рояль вторил ей. Особенно запомнился финал, излучавший душевный покой и сердечное тепло: будто соревнуясь друг с другом, флейтистка и пианистка стремились более проникновенно пропеть прекрасную мелодию главной темы.
Затем была сыграна Соната для флейты и фортепиано (Ре мажор, соч.94) С. Прокофьева – одно из самых пронзительных произведений ХХ столетия, в котором композитор тонко и остро балансирует между мелодичностью и диссонансом. Это очень виртуозное сочинение, но вместе с тем лирически изящное. Его музыка очень динамична, эффекты света, тени, полумрака и умиротворенности, сменяя друг друга, вызывают острейшие ощущения. Это одно из немногих красивых сочинений, написанных для флейты и фортепиано в двадцатом веке. Особо поражает факт как композитор, никогда не игравший на флейте, так совершенно использовал все возможности этого инструмента.
Клюкина и Мякушко играли ярко, эмоционально. Так, в первой части в звуке флейты присутствовала особая сказочность, создававшая ощущение сочетания гиперрениальности и фантазии. Вторая предстала невероятным клубком эмоций, в котором удивительным образом менялся тембр флейты в зависимости от высоты. Равноправное партнерство продемонстрировали музыканты и в третьей части, и в финале – динамика их звуковой палитры была замечательна.
Легко и свободно прозвучал бис – интермеццо «Размышление» из оперы «Таис» Ж. Массне, исполнение которого пленило прекрасной фразировкой звука, чудесной ансамблевой игрой, умением воплотить все нюансы музыки композитора.
Выступление нашло горячий прием у публики, среди которой были разные поколения слушателей. Их единодушие стало выражением естественного чувства благодарности за концерт.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.