Много лет подряд телеканалы Узбекистана показывали китайский мультипликационный сериал «Путешествие на запад». В своем романе средневековый китайский писатель У Чэнъэнь создал карикатурный мир, полностью отражающий его действительность. В нем царила несправедливость, источником которой служили алчные, но глупые и трусливые чиновники.
Автор уверен, что власть извращает даже самые благородные побуждения. Роман «Путешествие на запад» рассказывает историю героев на протяжении более 600 лет.
За это время они меняются, как внешне, так и внутренне. Их убеждения, мотивы и нравы преображаются в зависимости от обстоятельств. Старые друзья становятся непримиримыми врагами, высокопоставленные чиновники теряют все из-за мелких проступков, а знатных феодалов за преступления наказывают целыми семьями.
У Чэнъэнь хочет показать, что высокий статус не делает человека неприкасаемым, каждый может ответить за свои поступки.
С первого взгляда «Путешествие на запад» может показаться детской книгой, но это лишь упаковка, за которой скрыта трагедия жизни писателя. Чэнъэнь был талантлив, но так и не смог сдать экзамены на должность чиновника.
Проблема была не в его способностях или недостатке мотивации. У великого писателя просто не было влиятельных знакомых и покровителей. На каждом экзамене и конкурсе его обходили более влиятельные и богатые претенденты.
Как же в Китае велась борьба с коррупцией?
Китайская экзаменационная система кэцзюй была создана для чиновников. Ее использовали с 605 по 1905 годы. Данная система представляла собой конкурсный отбор чиновников посредством сдачи специальных тестов.
Разработанная примерно 1400 лет назад, она являлась весьма справедливым вариантом набора чиновников, предоставляла равные возможности для представителей разных сословий. Благодаря экзаменам государство смогло не только рассматривать уровень человеческих возможностей, но и определять благонадежность людей.
Испытуемому необходимо было представить властям сведения о возрасте, месте жительства, происхождении, сведения о трех поколениях и описание внешности. Результат экзамена зависел не от социального положения, а только от способностей испытуемого. Предоставление такой возможности для низших классов помогло распространить ключевые идеи конфуцианства, такие как правильное поведение, ритуалы, отношения, на все уровни китайского общества.
Что касается внутренней политики, система государственных экзаменов здесь играла роль «моста» между императорским домом и местными элитами, обеспечивала верность последних, а также служила гарантом равноправного представительства всех регионов империи.
В качестве предупреждения коррупции и возможного усиления местных клановых сообществ важным условием для участников экзамена на высокие должности была регулярная смена места службы.
Китайские императоры фактически разработали систему отбора чиновников, к формированию которой стремится большинство современных государств.
Помимо письменного экзамена существовал и своеобразный конкурс талантов. Претендент мог принести экзаменаторам свои стихи, философские труды или поэмы или вступить с ними в философскую беседу. Если ему удавалось впечатлить их своими достижениями или острым умом, то ему назначалась должность и ранг. Этот конкурс проходил под лозунгом «Каждому таланту найдем применение!», пишет УзА.