История 17
Агентство «Праздник» на основе прозвучавшей на фестивале молодежи и студентов в Берлине песни «Яллама ёрим», начинает готовить в 1980 г. концертную программу «Яллама ёрим ялла!» («Повеселимся, друзья!») в новом составе. В ней как бы подводился итог минувшему десятилетию работы на эстраде. Главным хитом этой программы, с которой ансамбль выступал потом несколько лет, стал «бессмертный» хит «Уч Кудук» («Три колодца»), который Фарух Закиров написал при необычных обстоятельствах.
А дело было так. В конце 1979 г. «Ялла» уже в новом составе гастролировала по Узбекистану. В программе поездки был «закрытый» город Уч Кудук в пустыне Кызылкум. Его даже на карте тогда не было. Такой секретный статус был связан с тем, что здесь добывали золото и уран. Главной рабочей силой на приисках были заключенные. Вместе с ансамблем по Узбекистану путешествовал поэт-песенник Юрий Энтин. Утрення прогулка по городу его очень впечатлила: горячее солнце, пески, перекати-поле… И вдруг современный город, возникающий из-за барханов. А в городе колючая проволока, вышки, автоматчики… Поговорил с местными. Те перевели название города: «Три колодца». В этом уже был романтический посыл – «Горячее солнце, горячий песок, горячие губы, воды бы глоток…» появились первые строки. К обеду текст песни был готов. Дальше рассказывает Фарух Закиров: «С прогулки Юра вернулся со словами. «Ребята! Я написал гениальные стихи!… «Давайте, чего-нибудь придумаем!» Я беру гитару и просто по приколу, немножко подшучивая, чуть ли не приблатнённо напеваю: «Учкуд-у-у-у-у-ук — три колодца». А он мне: «Вот, вот так! И ни одной ноты не меняй!» Я ему: «Да неужели?» За 40 минут я написал мелодию к песне».
Юрий Энтин и присутствовавший при этом Батыр Закиров уговорили Фаруха исполнить только что рожденную песню на вечернем концерте. Она прозвучала просто под гитару, с листочка. Горожане встретили песню об их городе с восторгом. Девушки обнимали исполнителя, целовали. Простые работяги крепко жали руки.
Уже в аранжировке, красивая, по-дискотечному упругая песня, с гениальной по простоте, запоминающейся мелодией, была принята на «ура» слушателями. Фантастический успех! Ее знали даже люди очень далекие от музыки. В таких кругах Фаруха просто звали «Уч кудук».
Символ города Навои — архитектурный комплекс «Три колодца». Три арки символизируют три колодца.
Датой образования города Уч Кудук считается 1958 г., когда здесь появился крупный комбинат по обработке урановой руды, крупные залежи которой открыли геологи. В отношении названия есть такая версия. Прибыв на место, геологи выкопали три колодца:
— первый — для пополнения запасов питьевой воды;
— второй — для бытовых нужд;
— третий — для технических нужд.
Отсюда и название сначала поселения, а потом и города (с 1978).
Когда зашла речь о записи песни для московской телепередачи «Песня года» было решено – писать «Уч Кудук». Но на пути невольно оказался второй секретарь ЦК компартии Узбекистана товарищ Греков. Решив посмотреть, что готовят музыканты для МОСКВЫ (!) он очень удивился. Песня про «закрытый» город, город «зэков»?! «Как? Песня про Уч кудук?». Окружающей свитой удивление было воспринято как недовольство и «Уч Кудук»попал на полку. «Но на наше счастье, — продолжает Фарух, в Ташкент в это время приехала команда телевизионщиков из Москвы снимать очередную передачу «Песня года». И они отвезли фонограмму в столицу».
Там ее прослушал тогдашний председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин — сильный, своеобразный человек. Мог вознести до небес, мог опустить на дно морское. Это был весьма грамотный специалист, очень эрудированный, с отменным художественным вкусом и он следовал ему, если, конечно, не вмешивалась идеология. От Лапина страдали даже крупные звезды, которым он перекрывал дорогу. «Уч Кудук» получила от него «зеленый свет». Узбекский хит вышел в эфир Центрального телевидения. В 1980 г. «Уч Кудук» стала лауреатом конкурса «Песня года».
Интересный момент. Прошли годы и Андрей Малахов в передаче, посвященной ветеранам советской эстрады, на всю Россию ошибочно произнес, что название песни переводится просто как «колодец». Удивительная дремучесть для звезды шоу-биза.
Блестящий успех «Уч Кудука» подтолкнул группу к серьезной работе в студии и в 1981 г. выходит первый альбом коллектива «Три колодца». Работа над ним помогла ансамблю отшлифовать репертуар, добиться наилучшего звучания своих произведений. Выход пластинки способствовал росту популярности коллектива, в том числе и благодаря дискотекам, от которых вышестоящие органы требовали включения в программу отечественных произведений. В этом случае «Уч Кудук» становился реально «спасительным кругом». Есть байка, что в тексте песни изначально было написано «спасатель и друг». А на слух кажется, что звучит «спасительный круг». Так и написано в некоторых текстах песни, которые выложены в Интернете.
В те годы по всему СССР шла подготовка празднования 60-летия образования СССР, в узбекской столице еще и готовились отметить, в 1982-83 гг., 2000-летие Ташкента. Эти события нашли свое отражение в новом эстрадном представлении, посвященном городам Узбекистана. Песенный цикл об этом стал закономерным продолжением звучавшей на весь СССР «Песни о Ташкенте» Давида Тухманова. Песня «Уч Кудук» в начале 1980-х гг. стала фирменным хитом «Яллы», прекрасно звучали «Шахрисябз» (на стихи Е. Березикова), «Мой край» и «Там в Андижане» (на слова Тураб Тулы). Они были популярны в республике и во всесоюзном масштабе.
Специально приглашенному для постановки московскому режиссеру Марку Розовскому, постановщику первой в СССР рок-оперы «Орфей и Эвридика», удалось создать современный шоу-спектакль яркий, по-театральному красочный и очень восточный в интонациях. Зрелищность программы усиливали роскошные восточные одеяния и элементы национальной хореографии.
Сценографию снова ставила москвичка Алла Коженкова. Сюжетная линия была решена как серия живописных театральных сценок из народного быта, разыгрывавшихся на фоне большого затейливо расписанного ковра. Сверху простирался купол шатра, под которым находилось специальное возвышение для музыкантов – суфа. Таким образом, на сцене создавался обобщенный образ Востока. «В этой программе, — говорила после концертов народная артистка СССР Тамара Ханум, — музыканты нашли «золотую середину» между национальным звучанием и современным ритмом».
В 1982 г. выступая на межреспубликанском фестивале-конкурсе поп-музыки «Юность Балтики» с песнями из новой программы, ансамбль получил Гран-при, а Фарух Закиров был объявлен «Лучшим певцом» фестиваля. В 1983 г. на «Мелодии» вышел второй альбом ансамбля «Лицо возлюбленной моей».
В хит-парадах эстрадной рубрики «Комсомольца Узбекистана», которую несколько лет вели автор этих строк и редактор газеты замечательная Галина Фомаиди, «Ялла» в те годы неизменно входила в пятерку лучших ансамблей СССР в разных номинациях, чаще занимая первые места. Как певец, Фарух был фактически бессменно №1 на эстраде Узбекистана.
Александр ПОПОВ
Продолжение музыкальной истории следует
Директор «Яллы» Игорь Халиков уточняет, что программа «Яллама ёрим ялла!» увидела сцену после того, как в мае 1979 г. Фарух Закиров набрал новый состав «Яллы» в количестве 12 музыкантов, а спустя два года он был сокращен до шести человек. Непосредственно программу готовил коллектив «Яллы», а не агентство «Праздник»