История 17
С самого начала творческая биография «Яллы» складывалась очень удачно. Сразу после победы на всесоюзном телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты» в 1972 г., они отправились в первое гастрольное турне по нескольким странам, в следующем году успешно выступили на X Международном фестивале молодежи студентов в Берлине, появились первые пластинки, их очень хорошо встречала публика в Узбекистане и в целом в СССР. Но во второй половине 1970-х гг. в коллективе появились настроения усталости, музыканты стали по-разному видеть и будущее ансамбля, и себя в будущем.
Критический момент биографии коллектива пришелся на 1979 г., когда Фарух остался фактически один из первого состава. Но случилась счастливая встреча. На Первом Конкурсе песен стран социалистического содружества «Крымские зори» в Ялте Фарух знакомится с Рустамом Ильясовым, выпускником Ташкентской консерватории по классу скрипки, аранжировщиком и бас-гитаристом оркестра радио и телевидения Узбекистана, автором его многих партитур. Странно, что до того музыканты не были знакомы, ведь и занимались одним делом, и жили в Ташкенте на расстоянии одной остановки друга от друга.
Как рассказывал автору Дони Ильясов, брат Рустама: «Фарух с Батыром Закировым во время возвращения в Ташкент, подошли в самолете к Рустаму и предложили ему стать музыкальным руководителем ансамбля. Тот мало тогда интересовался эстрадной музыкой, предпочитал джаз. Но Фарух пообещал интересные гастрольные поездки и Рустам согласился, рассказав при этом, что у него есть брат Дони — отличный клавишник». Дони тогда играл в ташкентской рок-группе «Звездопад», которая базировалась в клубе Ташкентского авиаотряда Гражданской авиации СССР. Это были отважные ребята. Исполняли, например, «Картинки с выставки» английской прог-рок-группы Emerson, Lake & Palmer по мотивам знаменитого одноименного произведения Модеста Петровича Мусоргского, «снимали»[1] Deep Purple, Led Zeppelin, других западных музыкантов.
Годом раньше Дони приглашали в «Яллу», но он отказался, хотя Мамура Курбанова весьма настойчиво советовала ему перейти в ансамбль. Наконец, между братьями состоялся обстоятельный разговор и Дони согласился. Вместе с ним в 1979 г. В коллектив пришли барабанщик Алишер Туляганов (он играл в ансамбле «Полет», который базировался в том же клубе) и гитарист Борис Гершкович. В новый состав, помимо Рустама и Фаруха вошли: Аббос Алиев — гитара, Джавлон Тохтаев – гитара, Борис Гершкович — соло-гитара, Дони Ильясов — клавишные, Алишер Туляганов – ударные.
А Мамура Курбанова, вскоре стала женой Дони Ильясова. Свадьбу сыграли 24 декабря 1980 г. — в день рождения Дони – тамадой был… Батыр Закиров, первая эстрадная суперзвезда Узбекистана. Он превратил свадьбу в настоящее эстрадное шоу. Спела даже невеста. Это была песня «Намоёздым» («Письмо любимому»), которую написал отец жениха композитор и педагог Абудусамат Ильясов. Играли на свадьбе музыканты «Яллы». Впоследствии Мамура стала известной в Узбекистане певицей.
Обновив состав, Фарух также обратился к обновлению репертуара. Музыка «Яллы» зазвучала современнее, но одновременно в песнях стали появляться стихи великих восточных поэтов: Амира Дехлеви, Махтумкули, Алишера Навои, Омара Хайяма… Одна из лучших у «Яллы» песня Алексея Рыбникова «Это любовь» («Последняя поэма) на стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора. Впервые ее спела в фильме «Вам и не снилось» (1980) Ирина Отиева. Потом ее исполняли многие певцы и ансамбли в СССР. Но у «Яллы», на мой взгляд, она получилась лучше всех. Еще и потому, что здесь восхитительно слышен звук ситара. Джорджу Харрисону[2] понравилось бы.
У песни сначала появилась мелодия и только лет через десять слова. Рыбников так рассказывал об этом: «В 1970 г. была написана мелодия, которую долгое время никуда не удавалось пристроить. И однажды, взяв с полки роман Рабиндраната Тагора «Последняя поэма», завершавшийся стихами в переводе поэтессы Аделины Адалис[3], я был поражен, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…».
Песня начинается со второй строфы. Первая, которая не вошла в текст, звучит так:
Слышишь ли шорох летящего времени?
Вечно его колесница в пути…
Сердца удары нам слышатся в небе,
Звезды во тьме колесницей раздавлены, —
Как не рыдать им у тьмы на груди?..
Дони Ильясов выступал в «Ялле» до октября 1982 г. Затем по приглашению Евгения Живаева ушел в эстрадный оркестр Узгостелерадио на должность дирижера. Вместе с ним в оркестр перешли и Елена со Светланой.
В оркестре Дони Ильясов проработал до 1988 г. После чего снова на некоторое время вернулся в «Яллу», потом из подросших участников детского ансамбля при Доме культуры им. Ахунбабаева (занимался им параллельно несколько лет) организовал группу «Соз», выступившую несколько раз с «Садо», пока уже в 1992 г. не организовал фирму, не связанную с музыкой. Она просуществовала до 2013 г. Музыкальное творчество Дони Ильясов, однако, не оставил и в том же году открыл свою музыкальную студию.
Обаятельная песня «Карусель» Фаруха Закирова, на стихи Ильи Резника (ее также называют «Про ослика», «Остановиться, оглянуться»). На мой взгляд, самая красивая мелодия из созданных Фарухом. Простой, но глубокий текст. Фрагмент программы Центрального телевидения «Песня-86». В роли девушки молодая певица Татьяна Чибунидзе.
Рустам Ильясов ко времени встречи с Фарухом принял участие в создании «Восточной сюиты» — первого джазового сочинения, записанного на пластинку в Узбекистане в составе квинтета Ташкентского джаз-клуба под руководством позже уехавшего за рубеж пианиста Олега Гоцкозика. «Сюита» была коллективным сочинением квинтета и впервые увидела сцену в 1978 г. на Ферганском джазовом фестивале.
Годы, когда Рустам был музыкальным руководителем «Яллы» были напряженными, но интересными, особенно 1980-е гг.: «Аншлаги в любом городе, куда бы мы не приезжали. За 10 дней 20 концертов в пятитысячном дворце спорта (живьём! без фонограммы) Помню рекордную поездку по родному краю в 82 году, два месяца 141 концерт. В городе Каттакурган пять концертов в кинотеатре, первый — в 11 утра! Фарух Закиров начинал концерт со словами «Доброе утро» и далее, как киносеансы, в 1, в 3, в 5 и в 7 часов».
В 1993 г. Рустам Ильясов уехал с детьми в США и поселился в Хьюстоне, оставшись в добрых отношениях с участниками ансамбля. В ансамбле Рустам проработал почти 15 лет. Говорит, это было «золотое время».
Александр ПОПОВ
Автор благодарит за помощь при подготовке материала Саиму Абдураимову и братьев Ильясовых
Продолжение истории музыкальной эстрады Узбекистана следует.
На заставке: слева направо: сидят Джавлон Тохтаев (гитара), Фарух Закиров (вокал), Алишер Туляганов (ударные), стоят Аббос Алиев (гитара), Борис Гершкович (соло-гитара), Рустам Ильясов (муз. рук. вокал). Дони Ильясов остался за кадром. Фото из коллекции Ирины Петровой (Мень)
[1] Здесь, очень точно копировали.
[2] Джордж Харрисон, один из “ливерпульской четвёрки”, прекрасно играл на ситаре.
[3] Аделина Адалис (настоящие имя и фамилия Аделина Ефимовна Ефрон (Эфрон) 1900 -1969) – поэтесса, прозаик, переводчица) — одна из последних звезд Серебряного Века. Между Революцией и Войной несколько лет прожила в Туркестане, в основном в Узбекистане, переводила стихи восточных поэтов, в том числе и Рабиндраната Тагора.
Директор «Яллы» Игорь Халиков уточняет, что в 1981 г. «Последняя поэма» была объявлена «Песней года».