История 17, часть 1
Конец декабря 1987 г. Ташкент. Дворец Дружбы народов им. В. И. Ленина. На устланной коврами сцене возвышается богато изукрашенная арка, увенчанная изображениями фантастических птиц, словно выпорхнувших из сказок «Тысячи и одной ночи». Здесь же расставлены изящные столики, резные стулья, причудливые сосуды. Легкие, расписанные восточным орнаментом ширмы, выстроившись на заднем плане, напоминают стены древнего города. У его ворот расположилась «музыкальная чайхона» ансамбля «Ялла», эстрадного коллектива Узбекистана №1, одного из лучших в СССР. Путь был далек. Можно отдохнуть и спеть.
В конце 1969 г. в Ташкентском театрально-художественном института (ТТХИ) им. А. Н. Островского появился вокально-инструментальный ансамбль. Инициаторами его создания были студенты Сергей Аванесов и Баходыр Джураев. В то же время о создании институтского ансамбля думал директор учебного театра Герман Рожков, который сразу поддержал студентов-музыкантов. Он давно хотел создать коллектив, который, опираясь на национальные традиции, играл бы современную, близкую молодежи музыку. Вскоре к Сергею и Баходыру присоединились гитаристы Мансур Рахманкулов, Азамат Собиров, барабанщик Дмитрий Цирин (играл до этого на ударных в первой ташкентской рок-группе «Киберги») и джазмен Сергей Гилёв – клавишные. Молодые музыканты решили, что он будет музыкальным руководителем ансамбля.
Назвали новый коллектив «ВИА ТТХИ». Такое неудачное название просуществовало недолго. Довольно скоро ансамбль стал известен под звучным музыкальным именем «Ялла». А пока в январе 1970 г. молодой ансамбль дебютировал на новогоднем вечере в институте, потом выступил еще в нескольких местах, в том числе и очень успешно с греческим ансамблем, название которого автору установить не удалось. Почему с греческим? В Ташкенте тогда жили около 15 тыс. греческих политэмигрантов-коммунистов, покинувших родину после поражения в послевоенной гражданской войне. Вклад греческой диаспоры в культурную жизнь столицы был очень заметным. У них были свои музыкальные ансамбли, очень популярные у ташкентцев. «Весь Ташкент» танцевал под заводные национальные греческие мелодии «Бузуки» или «Сиртаки»…
Институтское начальство, дав добро на создание ансамбля, увидело в нем хорошие перспективы и к осени, после нескольких концертов, решило придать ему профессиональный статус. Художественным руководителем коллектива был назначен Герман Рожков, музыкальным — выпускник Ленинградской консерватории Евгений Ширяев, работавший до этого дирижером в Государственном эстрадном оркестре Узбекистана. Было обещано обеспечить ансамбль аппаратурой и назначено прослушивание.
В ходе административных преобразований Мансур, Азамат и Сергей в составе ансамбля не удержались. Спустя много лет Сергей стал председателем Ташкентского джаз-клуба.
Спустя годы Баходыр Джураев написал книгу о первом составе ансамбля: «Ялла». Люди, события, судьбы», которая сейчас стала библиографической редкостью. Недавно она была переиздана. Алиаскар Фатхуллин снял о тех временах документально-игровой фильм «Ялла. Начало».
Фильм «Ялла. Начало»
Тем временем стало известно, что Ташкентский обком комсомола затеял Первый областной фестиваль-конкурс эстрадной политической песни «Мы-интернационалисты», приуроченный к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Были запланированы зональные фестивали в городах республики, включая Ташкент и сельские районы. Это был фестиваль областного значения и его дальнейших этапов не предусматривалось.
Участники конкурса должны были представить по две песни. Одна песня — «Тебе комсомол» (автор текста – Герман Рожков), соответствующая идеологии фестиваля, у молодого ансамбля имелась. Ее написал Евгений Ширяев. Ребята репетировали тогда будущий узбекский народный хит «Киз бола» («Озорница») ташкентского композитора Энмарка Салихова, но в ней не было ни единой нотки политики.
Ало Ходжаев, один из организаторов конкурса, тогда работник обкома комсомола, человек разносторонний и одаренный правильно оценил ситуацию и… в один присест написал текст для песни об Анджеле Дэвис, известной тогда, как борец за права чернокожих в США и находившейся под судом. Она не сходила с советского телеэкрана.
В начале 1970-х гг. Анджела Дэвис была самой яркой звездой на мировом политическом небосклоне. Красивая негритянка с пышной прической «одуванчик», член компартии США была арестована за попытку освобождения из суда группы негритянских радикалов «Черные пантеры».
Анджелу знали на всех континентах. Мировая передовая общественность требовала ее освобождения, в СССР на предприятиях проходили митинги в ее поддержку. Ей посвятили песни John Lennon, Rolling Stones и другие музыканты… В этом ряду оказались Ало Ходжаев, написавший текст песни о популярной радикалке и автор музыки Евгений Ширяев. Песню назвали «Черное-Красное».
«Черное-Красное». Посвящается Анджеле Дэвис
«Из далёкой тюрьмы в Калифорнии, Сквозь железные прутья решётки,
Пробивается Солнце чёрное — То глаза молодой патриотки.
Цвет печали и цвет мракобесья, Цвет пантер, всколыхнувший Штаты,
Цвет, запретный для воли и чести, Цвет, терпимый в рабах и солдатах.
Речитатив: Анджела, молодая, хрупкая девушка, Рождённая для Любви и Счастья,
Чёрная девушка, тебя судят за красные убеждения! Ты бросила вызов Америке властной.
И вся планета тебе ответила миллионами красных роз в день твоего рождения.
Не сломить гордый дух Анджелы, Не убить в ней борца и учёного.
Все кто может — и жёлтый, и белый, Встань в защиту собратьев чёрных!
Над землёй, грозовою ненастной, Вопреки всех мастей расистам,
Поднимается Солнце красное — Словно сердце Анджелы — гуманистки!
Не слыхали этих слов радикалы из нынешней BLM. За такой текст узбекскому автору впору ставить памятник в США на место одной из сброшенных в порыве борьбы за черное дело статуй неугодных теперь американских героев прошлых лет.
Забегая вперед, скажу, что когда в 1972 г. в Москве проходил Конкурс-фестиваль политической песни, ташкентские музыканты поехали туда именно с песней «Чёрное-красное». На концерте присутствовала родная сестра Анджелы — Фаина. После исполнения автор слов вручил ей на сцене клавир и текст песни. Позже, когда Ходжаев работал директором «Узбекфильма» на студию приехала сама Анджела с сестрой и ее мужем. И Ало Ходжаев вручил американке партитуру песни и копию статьи в «Комсомолке». Сегодня Анджела Дэвис — профессор истории развития разума и феминистских исследований Калифорнийского университета в Санта-Крузе. В интервью журналу Out в 1997 г. она совершила coming out и призналась, что является лесбиянкой.
Музыканты «ВИА ТТХИ» представили на конкурс «Черное и красное» и «Тебе, комсомол!». Как видим, обе песни родились в ансамбле. Так поступали большинство рок-групп, стремясь исполнять свои песни, а не чужих композиторов. Выступление состоялось 9 февраля 1970 г. По окончании фестиваля в жюри разгорелись жаркие споры. Еще и потому что «ВИА ТТХИ» тогда мало, кто знал, в то время как несколько ташкентских институтов выставили уже известные тогда в городе студенческие музыкальные коллективы. Скептично отнесся к выступлению молодого ансамбля и Батыр Закиров, который был в жюри. Он и не предполагал, что скоро в этот коллектив придут его братья Равшан и Фарух Закиров. К слову, мало кто знает, что изначально, еще в музыкальном училище, Фарух играл на контрабасе. А творческая биография будущей супепрзвезды советской эстрады из Узбекистана начиналась в первых ташкентских рок-группах «Киберги» и «Ваганты».
К согласованному решению жюри так и не пришло, пока, как рассказал в своей «Подлинной истории создания «Яллы» Ало Ходжаев, с его подачи не включился «административный ресурс» Было объявлено, что «ВИА ТТХИ» получил приз зрительских симпатий и ансамбль стал победителем. Ходжаев объяснил позже свой решительный шаг тем, что удалось «каким-то необъяснимым чутьём угадать замечательное будущее этого очень своеобразного творческого коллектива». Мир шоу-бизнеса полон подобных эпизодов. Время показало, волевое решение было правильным. В будущем Ало Ходжаев – журналист, поэт, дипломат, кандидат философских наук, кинематографист, борец за свободу прессы, участник многих переломных событий республики приобрел огромный авторитет в Узбекистане.
Примечательно, что в аудиотеке сайта ВИА СССР, где собрано более 200 песен, спетых «Яллой», «Тебе, комсомол» представлена, а «Черное-Красное» — нет.
Главным конкурентом «ВИА ТТХИ» на том конкурсе был ансамбль «Скифы» от ташкентского физкультурного института, чье наименование было зашифровано в названии коллектива (Спортивный клуб института физкультуры) и не было никак связано с древним племенем, воспетым Александром Блоком.
Тогда «СКИФЫ» считались одной из лучших ташкентских рок-групп. Несколько их песен неизвестно как даже попали на радиостанцию «Монте Карло». Как видим, уже тогда в Ташкенте умели писать «живую» музыку на пленки. Известный ташкентский музыкант бас-гитарист Григорий («Грига») Пушен писал, что и «Скифы» получили Первый приз.
Тот же Ало Ходжаев о победителях конкурса рассказывает так: «Решением жюри были определены 1, 2 и 3 призёры (если не ошибаюсь, «Скифы», «Киберги» и «Юность» Дома культуры Ленинского района Ташкента).Они получили свои премии и полное моральное удовлетворение». Григорий Пушен также вспоминал, что «Скифов» даже приглашали в ЦК комсомола республики и предлагали «роль» будущей «Яллы» с переводом из спортивного института в театральный вуз. «Скифы» отказались.
Так или иначе «ВИА ТТХИ» оправдал надежды. В ноябре 1970 г. ансамбль успешно прошел региональный тур всесоюзной телепередачи «Алло, мы ищем таланты» в Ташкенте. Выступление состоялось в только что открывшемся спортивно-концертном дворце «Юбилейный», здание которого с радикально перестроенным фасадом, сохранилось до наших дней.
По одной версии, в этом туре телепередачи «Скифы» пропустили вперед группу «Синтез», впоследствии «Наво». Но известный ташкентский музыкант бас-гитарист Григорий («Грига») Пушен писал, что «Скифы» получили Первый приз. Он же рассказал на страницах портала «Письма о Ташкенте», что потом состоялся еще и республиканский телеконкурс, после которого было решено, что Узбекистан на зональном туре будет представлять «ВИА ТТХИ» — будущая «ЯЛЛА». Зональный тур конкурса Центрального телевидения СССР «Алло, мы ищем таланты» был намечен на весну 1971 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).
Результаты тех конкурсов дали, как говорится, повод для дискуссий.
Отметим, что благодаря этому началась творческая биография ташкентского вокалиста Александра Троицкого, в то время школьного учителя английского языка. Он стал победителем в категории «Солисты», после чего его пригласили в эстрадно-симфонический оркестр Узбекского телевидения и радио, а потом в ленинградский оркестр «Дружба» Александра Броневицкого, с которым выступала легенда советской эстрады Эдита Пьеха
При подготовке материала, в частности, была использована информация портала «Письма о Ташкенте».
Александр ПОПОВ
Продолжение следует