Вновой редакции Конституции в статье 50 предлагается ввестисо стороны государства обеспечение развития непрерывной системы образования, ее различных видов и форм, государственных и негосударственных образовательных организаций.
В свою очередь, государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания, а также гарантирует получение начального профессионального образования. А дети с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях обеспечиваются инклюзивным образованием и воспитанием.
Необходимо отметить, что до Конституционной реформы система дошкольного образования не была регламентирована с конституционно-правовой точки зрения. Предложенными поправками впервые на конституционном уровне устанавливается государственная гарантия в сфере образования и воспитания детей дошкольного возраста, которая призвана повысить эффективность образования.
На сегодняшнпий день в Узбекистане уровень охвата детей дошкольным образованием повысился на 4,6%. В 2022 году начали работу 1811 новых детских садов: 219 государственных; 1346 семейных; 169 негосударственных на основе государственно-частного партнерства, 77 частных детских садов.
В результате проведенных реформ на сегодняшний день в республике работают всего 29 420 детсадов. Их посещают 2,1 млн. или 71,8% детей дошкольного возраста. В 2023 году правительство планирует повысить уровень охвата детей 3-7 лет дошкольным образованием до 74,4%. А охват детей 6 лет — до 92%. Для этого построят 1600 негосударственных и семейных детсадов на основе государственно-частного партнерства.
Созданные условия для развития дошкольного образования и воспитания призваны стать настоящим прорывом в реформировании всей системы непрерывного образования, что будет способствовать подготовке юного поколения к дальнейшей учебе в школе.
Вводимые дополнения с целью поддержания государством коснуться не только государственных образовательных организаций, но и негосударственных, частных образовательных организаций и образовательных организаций на основе государственно-частного партнерства, через принятия важных законодательных документов и предоставления субсидий и льготных кредитов.
В данном направлении за последние годы созданы условия для развития более 10 000 общеобразовательных школ, 150 частных школ, 2 500 негосударственных дошкольных образовательных организаций. Из государственного бюджета выделено 605 млрд. сумов на решение вопроса по увеличению охвата дошкольным образованием с 67% до 80%, созданию дополнительно 1,2 млн ученических мест в системе народного образования за счет внедрения национальной программы развития школ в рамках новой стратегии развития Узбекистана и обновления учебников.
Предложенная норма, включенная в Конституцию, служит реализацией основного содержания государственной политики по регулированию деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений.
Что касается введение инклюзивного образования, то оно предполагает получение образования для всех детей в одинаковых условиях. То есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность учиться в равных условиях как и здоровые дети.
Таким образом, в реализации модели социального государства необходимо не только обозначить, но и создать условия для адаптации молодых людей с ограниченными возможностями в образовательном пространстве страны, их становлению, воспитанию и образованию.
Необходимо указать, что действующей Конституции Республики Узбекистан, в статье 41 указано, что каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатно общего образования. Школьное дело находится под надзором государства. В то же время государство никаких обязательств по отношению к дошкольному и инклюзивному образованию обязательств на себя не берет.
Ранохон Турсунова,
доктор исторических наук, доцент кафедры «Политология» УМЭД