back to top
37.9 C
Узбекистан
Среда, 24 июля, 2024

Сократится ли уровень бедности при инвестировании в образование?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,570ПодписчикиПодписаться

Ликвидация нищеты во всех ее формах является первой из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года. Среди факторов способствующих снижению бедности и обеспечению равенства – образованию уделяется особое внимание.

Последнее, благоприятствуя накоплению человеческого капитала, может стать катализатором вывода семей или общин из порочного круга бедности. Образование, как подрастающего поколения, так и взрослых является мощной движущей силой развития и одним из самых сильных инструментов для сокращения бедности и улучшения показателей в области здравоохранения, гендерного равенства, мира и стабильности[1].

У более образованных людей больше шансов найти работу, они экономически более продуктивны и, следовательно, получают более высокие доходы[2]. Доказано что улучшение образования женщин влияет снижению детской смертности, поскольку женщины с формальным образованием чаще обращаются за медицинской помощью и лучше информированы о методах медицинского обслуживания для себя и своих детей.

Менее обеспеченные семьи не всегда имеют достаточные средства для удовлетворения основных потребностей членов семьи, включая образование. В этом контексте именно государственные расходы на образование являются с одной стороны поддержкой для этих семей, с другой ценной инвестицией для будущего экономического роста страны. Так как, человеческий капитал является наиважнейшим активом любой экономики, особенно экономики, основанной на знаниях. Согласно исследованиям, рост человеческого капитала на 1 % увеличивает темпы экономического роста на 0,4%[3].

Узбекистан и зарубежные страны. Не смотря на то, что образование всегда было одним из приоритетных сфер политики Республики Узбекистан с первых дней независимости, особо положительная тенденция во всех уровнях образования наблюдается за последние 5 лет. В частности, населения соответствующего возраста вырос на 38,2 п.п. (с 23,8% в 2016 г. до 62% в 2021 г.[4]), общеобразовательными школами на 0,9 п.п. (с 96,9% в 2016 г. до 97,8% в 2021 г.[5]), охват выпускников с высшим образованием на 29 п.п. (с 9% в 2016 г. до 38% в 2021 г.[6]). В 2020 году государственные расходы на образование составили 4.9% от доли ВВП.

Мировой опыт. Южная Корея. В Южной Корее именно государственная политика сделала образование самой большой частью бюджета после обороны. Таким образом, он изменил социальную политику, сократил бедность и помог поднять уровень образования до рекордно высокого уровня[7].

Бюджетные расходы правительства Китай на образование составляли выше 4 % ВВП в течение 8 лет (с 2011 по 2019 гг.). Были инициированы специальные планы набора, предоставляя возможность большему количеству студентов из сельских и бедных районов поступать в крупные университеты и колледжи, снижая баллы при поступлении и предоставляя дополнительные стипендии, чтобы увеличить долю сельских студентов в основных колледжах и университетах и позволить большему количеству сельских детей получить доступ к высококачественным ресурсам высшего образования.

В Бразилии государственные расходы на образование увеличились с 2,7 процента ВВП в 1980 году до 4,5 процента в 2000-х годах, при этом большая часть дополнительного финансирования направлялся на начальное образование. Улучшение образования привело к появлению более квалифицированных рабочих и, следовательно, к более высоким доходам. В результате, страна достигла значительных успехов в борьбе с бедностью благодаря развитию сферы образования. Повышение качества образования включало целей по улучшению и созданию национальной системы оценивания. Эта национальная система сегодня оценивает прогресс по школам, муниципалитетам, штатам и регионам Бразилии, включая оценку знаний учащихся по различным предметам с целью улучшения их результатов в соответствии с международными стандартами.

IV Данные и Методология. Оценка влияния государственных затрат на образование на уровень бедности населения был произведен на основе данных всемирного банка в разрезе 52 стран мира с низким и средним доходом в период 1990-2020. Данный анализбыл выполненс использованием модели фиксированных эффектов (Fixed Effects model) (Akbar et al., 2019).

С целью анализа влияния государственных затрат на образование на сокращение бедности, были использованы государственные расходы на образование (% от ВВП) в качестве главной независимой переменной и Коэффициент бедности (% от населения) как зависимая переменная. Болеетого, были использованы такие контрольные переменные, как Инфляция, потребительские цены (ежегодный %), темпы роста численности населения (ежегодный %), Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП), валовое накопление капитала (% от ВВП) и рост ВВП на душу населения (годовой %).  

V Результаты оценки

В этом исследовании  были проведены 2 регрессионных анализа: Модель с фиксированными эффектами (Fixed Effects model) и модель со случайными эффектами (Random Effects model). Далее был проведён Хаусман тест, чтобы выявить какой метод подходит для данного анализа. Данный тест показал, что модель с фиксированными эффектами более надёжен для данного анализа, так как P-value = 0,01, что меньше альфы (0,05). Более того, был проведён VIF тест на мультиколлинеарности, где было выявлено, что среднее значение VIF ниже 5ти и составляет 1.37, что говорит нам, что независимые переменные не имеют тесной корреляции друг с другом. Из этого следует вывод, что предположение о мультиколлинеарности не нарушен (Табл.1).

Таблица 1

Оценка степени влияния факторов на уровень бедности

VARIABLESFixed Effects
Государственные затраты на образование (% к ВВП)-0.027***
 (0.0029)
Темпы роста численности населения (%)2.17***
 (0.81)
Темпы роста ВВП (%)-0.0041*
 (0.0022)
Инфляция (%)0.004**
 [0.0022]
Валовое накопление капитала (%)-0.013***
 [0.0029]
Торговля-0.0036
 (0.0027)
Constant19.48***
 (1.795)
Observations644
R-squared0.21
Number of Countries52

Источник: Разработано автором на основе данных Всемирного Банка

(https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators)

Полученные результаты регрессии модели с фиксированными эффектами свидетельствуют о том что, увеличение государственных затрат на образование на 1% способствует снижению бедности почти на 0,03%. Результаты нашего исследования согласуются с существующей литературой (Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018), в которой исследовалась связь между государственными расходами на образование и уровнем бедности и было обнаружено, что увеличение расходов на образование способствует снижению бедности. Это подразумевает, что чем больше правительство инвестирует в образовательный сектор, тем больший эффект он оказывает на сокращение бедности. Далее было рассмотрено отношение между бедностью и валовым накоплением капитала, что является показателем внутренних инвестиций. Было выявлено, что рост ВНК способствует сокращению бедности. Влияние ВНК на бедность происходит через ВВП, где увеличение ВНК приводит к росту ВВП и, следовательно, стимулирует сокращение бедности. Также, ВНК являются ключевым фактором, положительно влияющим на производительность труда в экономике. Кроме того, ВНК оказывают стимулирующее влияние на экономический рост, обеспечивая инфраструктуру для развития экономической деятельности. В итоге, валовое накопление капитала косвенно влияет на бедность, в основном, через ВВП (Saleem and Zaheer, 2018). В данном исследовании тоже роста ВВП привело к снижению бедности. По мере роста экономики растут и возможности для трудоустройства и роста доходов. Более сильные рынки труда и более высокий уровень доходов, как правило, помогают семьям, живущим в бедности, преодолеть порог бедности (Adams, 2003). Также, было рассмотрено отношение между бедностью и торговлей, где получены результаты, что увеличение торговли приводит к сокращению бедности. Торговля, как правило, увеличивает доходы, что позитивно влияет на экономический рост, который в свою очередь уменьшает бедность. Торговля, снижая стоимость того, что страна покупает, повышает цену того, что она продаёт, что, в результате, стимулирует сокращение бедности (Brooks, 2003). Торговые реформы могут принести пользу бедным, которые заняты в экспортных секторах, давая им возможность для трудоустройства и, следовательно, для увеличения их доходов, что, в конечном итоге, способствует сокращению бедности (World Bank Group, 2018). Кроме того, была выявлена положительная связь между бедностью и инфляцией, где при увеличении инфляции может увеличиться уровень бедности.Высокая инфляция, как правило, усугубляет неравенство или бедность, потому что она сильнее бьет по доходам и сбережениям более бедных или средних домохозяйств, чем богатых домохозяйств. Домохозяйства, недавно вырвавшиеся из бедности, могут оказаться в ней обратно из-за роста инфляции (Gill and Nagle, 2022).

По таблице можно заметить, что переменная темпов роста численности населения оказалась статистически незначимой.

Также, данные результаты согласуются с несколькими исследовательскими работами (Ahlburg, 1996; Akbar et al., 2019; Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018; Kelbore, 2015; Klasen and Lawson, 2007; Le Goff and Singh, 2014).

VI Выводы и предложения По результатам проведенного эмпирического анализа выявлено, что затраты на систему образования способствуют сокращению бедности населения в мире. Ранее в литературном обзоре было упомянуто, что доля государственных затрат на образование к ВВП составила 4,92% в Узбекистане в 2020 году, в то время, как среднее значение доли расходов на образование в данном исследовании составило 4,11. В целях улучшения адресности мер по сокращению бедности Узбекистану следует направить инвестиции на отдельно взятые программы в образовании такие, как выделение субсидий на зарплату учителей для проведения дополнительных занятий с детьми, отстающих в образовании от своих сверстников[8].

Таким образом, образование всегда являлось неотъемлемой частью успешного будущего. Исходя из результатов анализа, выделение достаточного количества бюджета в сфере образования несомненно может послужить инструментом сокращения бедности в стране. Следуя мировой тенденции, где особое внимание уделяется сфере образования при распределении государственных затрат, Узбекистан может значительно снизить уровень бедности и достичь высоких показателей в долгосрочной перспективе.

VII Источники и литература

  1. Abuasi, N. (2020). How education in South Korea slashed poverty. The Borgen Project. Available from https://borgenproject.org/education-in-south-korea/ [Accessed 10 August 2022].
  2. Ahlburg D. (1996). Population growth and poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-662-03239-8_7 [Accessed 22 August 2022].
  3. Akbar, M. et al. (2019). Public spending, education and poverty: a cross-country analysis. Journal of multidisciplinary approaches in science 4, 1, 12-20.
  4. Anderson, E. et al. (2018). Does government spending affect poverty? A Meta regression analysis. World development, 103, 60-71.
  5. Brooks, D. (2003). Trade and poverty: what are the connections? Asian Development Bank. Available from https://www.adb.org/publications/trade-and-poverty-what-are-connections [Accessed 16 October 2022].
  6. CGTN (2020). China focuses on education to combat poverty. CGTN. Available from https://news.cgtn.com/news/2020-05-21/China-focuses-on-education-to-combat-poverty-QDDbyBspG0/index.html [Accessed 11 August 2022].
  7. Child Fund, no date. Poverty and education. ChildFund. Available from https://www.childfund.org/poverty-and-education/ [Accessed 16 October 2022].
  8. Cision (2021). CGTN: education in China’s fight against poverty: leaving no one behind. Cision. Available from https://www.newswire.ca/news-releases/cgtn-education-in-china-s-fight-against-poverty-leaving-no-one-behind-803686449.html [Accessed 12 August 2022].
  9. GCDRC (no date). Measuring poverty. Available from https://gsdrc.org/topic-guides/poverty-and-inequality/measuring-and-analysing-poverty-and-inequality/measuring-poverty/#ravallion-chen-2013 [Accessed 12 September 2022].
  10. Hidalgo-Hidalgo, M. and Iturbe-Ormaetxe, I. (2018). Long-run effects of public expenditure on poverty. SpringerLink. Available from https://link.springer.com/article/10.1007/s10888-017-9360-z [Accessed 29 September 2022].
  11. Heckman, J. and Carneiro, P. (2003). Human capital policy. National bureau of economic research. Available from https://www.nber.org/papers/w9495 [Accessed 30 September 2022].
  12. Karam, A. (no date). Education as the pathway towards gender equality. United Nations. Available from https://www.un.org/en/chronicle/article/education-pathway-towards-gender-equality [Accessed 20 September 2022].
  13. Kelbore, Z. G. (2015). Trade openness, structural transformation, and poverty reduction: Empirical evidence from Africa. MPRA. Available from https://mpra.ub.uni-muenchen.de/65537/1/MPRA_paper_65537.pdf [Accessed 25 August 2022].
  14. Klasen, S. and Lawson, D. (2007). The impact of population growth on economic growth and poverty reduction in Uganda. Econstor. Available from https://www.econstor.eu/handle/10419/31966 [Accessed 20 August 2022].
  15. Le Goff, M. and Singh, R. J. (2014). Does trade reduce poverty? A view from Africa. ScienceDirect. Available from https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214851514000024 [Accessed 19 August 2022].
  16. Njong, A. M. (2010). The effects of educational attainment on poverty reduction in Cameroon. Journal of education administration and policy studies, 2 (1), 001-008.
  17. Sabry, S. (2016). How did Brazil reduce poverty and inequality? Mada. Available from https://www.madamasr.com/en/2016/01/21/opinion/economy/how-did-brazil-reduce-poverty-and-inequality/ [Accessed 16 August 2022].
  18. Saleem, M. and Zaheer, R. (2018). A study on influence of domestic investment on the economic growth during 1980-2016. Journal of Global Economics, 6 (3). Available fromhttps://www.hilarispublisher.com/open-access/a-study-on-influence-of-domestic-investment-on-the-economic-growth-during-19802016-2375-4389-1000302.pdf [accessed 16 october 2022].
  19. The World Bank, no date. The role of trade in ending poverty. The World Bank Group. Available from https://www.worldbank.org/en/topic/trade/publication/the-role-of-trade-in-ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
  20.  The World Bank, no date. Trade and poverty reduction: new evidence of impacts in developing countries. World Bank Group. Available from https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wto_wbjointpublication_e.pdf [Accessed 16october 2022].
  21. UNICEF, no date. Girls’ education: gender equality in education benefits every child. UNICEF. Available from https://www.unicef.org/education/girls-education#:~:text=Girls%20who%20receive%20an%20education,strengthens%20economies%20and%20reduces%20inequality. [Accessed 20 September 2022].
  22. United Nations, no date. Poverty eradication. Department of economic and social affairs. Available from https://www.un.org/development/desa/socialperspectiveondevelopment/issues.html#:~:text=Poverty%20entails%20more%20than%20the,of%20participation%20in%20decision%2Dmaking [Accessed 16 October 2022].
  23. United Nations, no date. Ending poverty. Peace, dignity and equality on a healthy planet. https://www.un.org/en/global-issues/ending-poverty [Accessed 16 October 2022].
  24. Государственный комитет республики Узбекистан по статистике (2022). Available from https://stat.uz/ru/ [Accessed 18 August 2022].
  25. Президент Республики Узбекистан (2022). Всем выпускникам школ. Available from https://president.uz/ru/lists/view/5216 [Accessed 17 August 2022].

VIII Аппендикс

ПеременныеНазвания в таблице регрессииИзмеренияИсточник
    
Коэффициент бедности на уровне 1,90 доллара в деньБедность(% от населения)World Bank, World Development Indicators
Государственные расходы на образованиеЗатраты(% от ВВП)World Bank, World Development Indicators
Инфляция, потребительские ценыИнфляция(ежегодный %)World Bank, World Development Indicators
Рост населенияНаселение(ежегодный %)World Bank, World Development Indicators
Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП)Торговля(% от ВВП)World Bank, World Development Indicators
Валовое накопление капиталаВНК(% от ВВП)World Bank, World Development Indicators
Рост ВВП на душу населения (годовой %)Рост ВВП(годовой %)World Bank, World Development Indicators

VIF тест на мультиколлинеарность

ПеременнаяVIF1/VIF
Расходы1.020.982566
Население1.120.896188
Рост ВВП на душу населения1.130.885330
ВНК1.100.910190
Инфляция1.050.954421
Торговля1.010.988802
Mean VIF1.07 

Hausman test

   Coef.
 Chi-square test value16.811
 P-value.01

[1] https://www.worldbank.org/en/topic/education/overview

[2] Van der Berg, Seervas Poverty and education/ International Institute for Educational Planning UNESCO International Academy of Education 2008

[3]Hanushek А. et al. Education and economic growth: it’s not just going to school, but learning something while there that matters// Spring 2008 / Education next

[4] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

[5] Данные Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан

[6] https://president.uz/ru/lists/view/5216

[7] https://borgenproject.org/education-in-south-korea/

[8] Данный метод также предлагается Нобелевскими лауреатами Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло, Майклом Кремером. В результате одного из их исследований более пяти миллионов индийских детей воспользовались эффективными программами коррекционного обучения в школах.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. За тридцать лет прогадили лучшую систему образования в мире!И спустя тридцать лет спохватились,когда поняли,что несколько поколений идиотов вырастили…Браво,МНО!!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Более четверти несчастных случаев на рабочем месте приходится на сферу строительства

В течение первых шести месяцев текущего года было выявлено 16 случаев принудительного труда, восстановлены трудовые права 135 граждан. Об...

Больше похожих статей