В Самарканде состоялся круглый стол на тему «Люблянские рекомендации по интеграции разнорайонных обществ и политика Узбекистана в сфере межнационального согласия». Мероприятие организовано Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека совместно с Координатором проектов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Узбекистане и Управлением Верховного комиссара по делам меньшинств ОБСЕ.
Целью проведения мероприятия является информирование государственных органов и институтов гражданского общества о руководящих принципах и практических рекомендациях по разработке и реализации политики, поддерживающей интеграцию различных обществ. Сегодня межэтнические отношения, мир, взаимоуважение, развитие национальных ценностей являются основными гарантиями развития любого демократического правового государства и сильного гражданского общества.
Мероприятие открыли Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра по правам человека Акмал Саидов, Верховный комиссар ОБСЕ по делам меньшинств Посол Кайрат Абдрахманов и руководитель офиса Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане Сергей Сизов.
А.Саидов отметил, что Узбекистан тесно сотрудничает с ОБСЕ и ее структурами в вопросах межнационального согласия и религиозной толерантности, а также в других сферах. Сегодня в Узбекистане, где проживают представители более 130 национальностей и народов, этот вопрос рассматривается как один из самых актуальных и стратегических вопросов развития государства и общества. Укрепление межнационального, межрелигиозного согласия и солидарности, защита интересов всех национальностей, проживающих в Узбекистане, является одним из основных направлений текущих реформ, а также национального законодательства.
К.Абдрахманов выразил глубокую признательность за организацию встречи с Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в ходе его визита в Узбекистан в июне текущего года. Также, отмечая интеграционную политику Узбекистана, он признал важность поддержки интеграции разных обществ и многообразия национальных культур для последовательного развития государства, противостояния внешним и внутренним угрозам, инвестирования в интеграционную политику.
Круглый стол посвящен «Люблянским рекомендациям», которые служат обеспечению того, чтобы каждый член общества сегодня имел полностью инклюзивный подход во всех аспектах социальной, экономической и политической жизни.
По словам С. Сизова, опыт государств-участников ОБСЕ показывает, что предпосылкой для строительства справедливого и крепкого общества является хорошо управляемый процесс интеграции. Для поддержки процесса интеграции государства должны проводить политику, направленную на создание общества, в котором уважается разнообразие, и каждый человек, в том числе все члены этнических, языковых, культурных или религиозных групп, вносят свой вклад в создание и поддержание общей и инклюзивной гражданской идентичности.
В рамках круглого стола внимание было уделено задачам, вытекающим из «Люблянских рекомендаций по интеграции различных обществ», принятых ОБСЕ в Любляне в 2012 году, их реализации, основным направлениям политики межэтнического согласия в Узбекистане, роль межнационального согласия в обеспечении религиозной толерантности.
В связи с этим участниками кругло стола обсуждены роль институтов гражданского общества в реализации политики, значение общественного мнения в оценке эффективности реформ, составляющие нормативной базы интеграционных принципов и политики, передовой опыт некоторых стран в этом напрвлении, приоритетные особенности и трудности в процессе интеграции.
В ходе круглого стола также приняла участие с докладами международная группа экспертов ОБСЕ. В частности, участники с большим интересом выслушали выступления Антона Томсена, политического советника Верховного комиссара ОБСЕ по делам меньшинств, Эльжбеты Куйборской-Паха, старшего советника Верховного комиссара по правовым вопросам, и международного эксперта Ирене Каусар.
На круглом столе были рассмотрены такие темы, как принципы эффективной интеграции, основные направления политики межнационального согласия в Узбекистане, успешной интеграционной практики на примере Эстонии, основные элементы и направления интеграционной политики, значение межнационального согласия в обеспечении религиозной толерантности.