Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) определили новые перспективные рынки и возможные группы товаров для экспорта из Узбекистана.
Согласно 28-цели Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, определение новых потенциальных рынков для сбыта отечественной продукции является одним из ключевых вопросов.
Для анализа были использованы данные международного маркетплейса go4WorldBusiness, охватывающие информацию о более 3000 международных грузоперевозках за апрель-июль 2022 года. Все данные были получены с помощью метода веб-скрейпинга (автоматизированного метода сбора информации с сайтов).
Методика определения перспективных рынков состоит из 3 этапов:
— из числа всех стран из базы маркетплейса go4WorldBusiness исключаются страны, в которых наблюдалось сокращение импорта продукции за последние 5 лет;
— исключение стран, в которые Узбекистан уже экспортирует эту продукцию;
— отбор стран с наивысшим индексом перспективности рынка, который рассчитывается как отношение среднего объема импорта данной категории товаров к географическому расстоянию от Узбекистана до страны-импортёра.
Анализ показал, что перспективными рынками могут служить следующие страны:
— зерновые культуры — Япония, Бангладеш;
— растительные масла — Индия, Китай, Бангладеш;
— металлы — Бангладеш;
— фрукты и овощи — Бангладеш, Сингапур, Оман;
— специи — Индия, Великобритания, Бангладеш;
— текстильная продукция — Индия, Бангладеш, Сингапур.
Необходимо отметить, что наиболее востребованными товарами на выявленных перспективных рынках является сельскохозяйственная продукция. В связи с этим был проведен дополнительный анализ данных, который выявил наличие сезонного фактора, т.е. большая часть международных перевозок были совершены в летние месяцы и составили более половины от общего числа перевозок.
В качестве рекомендации можно подчеркнуть следующее:
1. При формировании внешнеэкономической деятельности сделать упор на рынки вышеперечисленных стран, учитывая там большой спрос на отдельные виды продукции, производимые в Узбекистане.
2. Надо изучить и довести до сведения экспортеров о потенциальных торговых путях (коридоров) с этими странами и ситуации с тарифными и нетарифными барьерами.
3. Создание совместных предприятий, торговых домов и маркетплейсов с указанными странами для производства и экспорта соответствующей продукции.