По данным Госкомстата, на 1 января 2022 года общая протяженность Ташкентского метрополитена составила 59,1 километра (длина в двойном исчислении). По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 63,7 процента (по состоянию на 1 января 2021 года 36,1 километра).
В настоящее время Ташкентский метрополитен занимает первое место среди стран Центральной Азии и 7 место среди стран бывшего Союза.
По состоянию на 1 января текущего года в Ташкентском метрополитене насчитывалось 256 вагонов. Их количество по сравнению с прошлым годом увеличилось на 40 единиц (на 18,5 процента).
На сегодняшний день в столице успешно работают более тридцати по-своему уникальных, колоритных и впечатляющих станций метро. Особым преимуществом многих из них является неповторимое оформление.
По утверждению специалистов, в 60-е годы ХХ века в области оформления метрополитена в нашей стране развивался принцип создания «подземных музеев», это подтверждает каждая из станции. Особенно выделяются и стоят по рейтингу в числе лучших станции «Мустакиллик майдони», «Хамид Олимжон» и «Пушкин». Здесь архитектура и произведения искусства органично дополняют друг друга и создают высокохудожественный образ.
Среди лучших и станция «Чилонзор». Над её дизайном работали прибалтийские мастера, которые в керамических панно отразили свой взгляд на Восток, на его быт и народ. В глазах европейцев Восток выглядит экзотично, поэтому образы и формы здесь получились немного преувеличенными.
На Узбекистанской линии наиболее удачными с точки зрения оформления считаются станции «Алишер Навои» и «Космонавтлар».
Станция «Алишер Навои», как и «Мустакиллик майдони», была построена по уникальному проекту — здесь высота потолков намного выше других, но есть также и другие особенности.
Станцию «Алишер Навои» оформлял известный художник-монументалист Чингиз Ахмаров. Его работы украшают стены ГАБТа Алишера Навои, и те же самые образы мастер повторил в четырёх керамических панно на станции метро. Здесь отражена тема известного произведения Навои — «Хамсы».
К сожалению, эксперты отмечают недостаточно высокий художественный уровень оформления станций Юнусабадской линии.
А о пяти станциях открывшегося в 2020 году Сергелийского радиуса Чиланзарской линии не упоминается совсем.
В.Новиков
Есть разница, как строил СССР, этот «притеснитель» народов и как строят сейчас — арзон, арзон, хоп-майли…