В результате проведенного исследования, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований пришел к выводу, что Узбекистан – это один из возможных ключей к решению проблемы старения населения нашей планеты.
В наши дни процесс старения населения становится очередной глобальной проблемой, которая захватывает все больше стран мира. Одним из ее последствий становится нехватка специалистов в самых разных сферах экономики. В странах, где проживает много людей трудоспособного возраста, имеется много возможностей для того, чтобы развитые страны были обеспечены высококвалифицированными специалистами. Ситуация такова, что для стран, экспортирующих трудовые ресурсы, проблема старения населения открывает возможности для продвижения интересов высококвалифицированных трудовых мигрантов за рубежом.
ООН прогнозирует, что уже в 2035 порядка 13 процентов населения Земли будет в возрасте от 65 лет и старше. А это 1,1 миллиарда человек. В то же время доля, которую составляют пожилые люди в мире, практически оставалась одной и той же на протяжении 30 лет – с 1980 по 2010 год. Она составляла 16 человек в возрасте 65+ на 100 человек в возрасте 25-64 лет. Но скорость старения населения в разных странах все же различна, и наибольшая зафиксирована в наиболее богатых государствах.
Лидером по старению населения своей страны является Япония. Там в 2035 году на 100 человек трудоспособного возраста будет уже 69 пенсионеров. На втором месте Германия – там 66 человек пожилого возраста. И даже в США, где относительно высокий уровень рождаемости, есть проблема старения населения: там на 100 граждан трудоспособного возраста приходится 44 пожилых человека.
В развивающихся странах намечается та же тенденция. Например, в Китае та же пропорция начинает увеличиваться с 15 пожилых людей до 36 в 2035 году. А в Латинской Америке к тому же сроку их будет не 14, как сейчас, а уже 27 на 100 граждан в возрасте до 65 лет.
Все это, как уже говорилось, порождает дефицит рабочих кадров. И первой страдает социальная сфера. Например, в Японии по оценке их министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, вакантных месте уже к 2025 году в этой сфере будет 2,5 миллиона человек, тогда как стариков, нуждающихся в квалифицированном уходе по стране уже будет 7 миллионов человек!
С аналогичными проблемами в ближайшие годы столкнется и Германия – там проблема старения населения сказывается на большем количестве отраслей экономики. А в Швеции, к примеру, нехватка рабочей силы ощутима в таких отраслях, как строительство и машиностроение. Дефицит рабочей силы ведет к снижению рентабельности и конкурентоспособности многих компаний. Например, в Чешской Республике, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Румынии работодатели говорят о том, что в обрабатывающей промышленности и строительстве нехватка квалифицированных работников становится важным препятствием на пути развития бизнеса. В США социологи прогнозируют дефицит в ряде профессий, требующих высокой квалификации, где-то к 2030 году – в это время на пенсию как раз начнут выходить люди, которые родились в период послевоенного демографического взрыва.
Увеличение численности пожилых лиц ожидаемо приводит к тому, что в развитых странах начинает расти спрос на специалистов по уходу, особенно на узких специалистов, могущих работать в больницах и учреждениях по длительному уходу.
ВОЗ располагает следующей статистикой: всего в мире на данный момент имеется порядка 60 миллионов работников сферы здравоохранения – это врачи, акушеры, медсестры, фельдшеры, фармацевты и лаборанты в совокупности. Но даже при такой внушительной численности медперсонала, дефицит рабочих кадров в этой сфере составляет порядка 7,2 миллионов человек, и в будущем проблема только усугубится: по прогнозам ВОЗ, к 2035 году в мире будет не хватать уже 12,9 миллионов медработников. Если не начать принимать меры уже сейчас, то от этого дефицита может пострадать здоровье миллиардов людей.
В ИПМИ провели собственные подсчеты, которые показали, что трудовые мигранты могут способствовать омоложению населения стран с высокой долей пожилых людей в населении. Например, если увеличить количество мигрантов даже на 1 процент, то иждивенческая нагрузка пожилого населения снизится сразу на 2,4 процента, а доля ВВП на душу населения поднимется на 4,6 процента.
Так что приток мигрантов вполне может решить сразу три проблемы развитых стран: решить проблему нехватки квалифицированных кадров на рынке труда, снизить средний возраст населения и помочь развитию экономики.
В нашей республике население увеличивается довольно быстро на фоне мировой тенденции к увеличению численности пожилых людей. Так только за один год население Узбекистана увеличивается на 600 тысяч человек. А ценной демографической особенностью нашей страны является то, что у нас большое число населения находится в трудоспособном возрасте. Каждый год на рынок труда выходит 500-600 тысяч молодых людей. Поэтому Узбекистан нуждается в ежегодном предоставлении до 1,5 миллионов рабочих мест, половина которых предназначена для молодежи в возрасте от 16 до 30 лет. Но спрос внутри страны в 1,2 раза меньше, чем количество людей, нуждающихся в трудоустройстве.
И в то время, как в мире средний показатель нагрузки пожилого населения на количество трудоспособных граждан в 2020 году составлял 14 человек на 100 трудоспособных, в Узбекистане этот показатель был равен 7,2 на 100.
ООН прогнозирует, что в 2035 году в Узбекистане демографическая нагрузка пожилого населения увеличится до 12,5 человек, но в целом по миру средний показатель будет уже 20,2 человека. А это говорит о том, что население Узбекистана будет стареть даже медленнее среднемировых показателей. Все это говорит в пользу того, что наша страна обладает большим потенциалом для обеспечения мирового рынка труда квалифицированными кадрами. Отток мигрантов, в свою очередь, приведет к снижению внутренней безработицы и улучшению уровня жизни населения.
С этой целью ИПМИ предлагает следующие решения:
- нужно заключить долгосрочные контракты с развитыми странами, где имеется большой дефицит на рынке труда, о подготовке квалифицированных кадров с последующим трудоустройством в странах заказчика;
- нужно открыть зарубежные колледжи (медицинские, технические и прочие), в которых будут готовить трудовые кадры по заказам иностранных партнеров, а выпускники будут трудоустроены в странах заказчиков;
- нужно договориться о том, чтобы трудоустройство позволяло специалистам переезжать вместе с членами семей, а одновременно с этим нужно заранее думать о том, какая перспектива трудоустройства в чужой стране будет у членов семьи такого специалиста, и предоставить возможность обучиться востребованным специальностям с учетом образования и предпочтений;
- нужно внедрять передовой опыт зарубежных стран в учебных программах по изучению иностранных языков, повышать качество преподавания посредством установления для них требований по сдаче IELTS и других соответствующих тестов с высокими результатами – потому что знание языка существенно влияет на трудоустройство мигранта за рубежом;
- также нужно организовать и поддерживать партнерские связи с передовыми университетами мира, приглашать для чтения лекций профессуру этих вузов в наши, организовывать международные студенческие обмены.
Все перечисленные меры помогут повысить квалификацию отечественных кадров, что повысит качество экспортируемой рабочей силы, способствуя развитию экономики и решению проблемы старения населения мира.