Аэропорт живет тогда, когда в нем есть люди. Новый международный пассажирский терминал Самаркандского аэропорта начал работу 18 марта текущего года.
29 стоек регистрации, 8 выходов на посадку, 4 телескопических трапа, 10 кабин паспортного контроля, 6 Е-gate для вылетающих и 15 кабин паспортного контроля для прилетающих пассажиров — все это, согласно результатам независимого исследования консалтинговой компании Lufthansa Consulting должно повысить годовую пропускную способность с 480 тыс. человек до 2 млн.
Ожидается, что к 2030 году число направлений вылета из самаркандского аэропорта превысит 30, что в 6 раз больше по сравнению с 2019 годом.
Управление аэропортом передали иностранному предприятию Air Marakanda.
Проект по реконструкции Самаркандского аэропорта реализовали Uzbekistan Airports и Air Marakanda — компания, созданная в 2020 году для управления аэропортами, оказания вспомогательных услуг пассажирам и авиакомпаниям.
Строительные работы выполнила компания Enter Engineering на основе архитектурного решения турецкой проектно-инженерной компании Kiklop. Стоимость проекта превышает $80 млн.
Какая у аэропорта пропускная способность
На данный момент, пропускная способность достигает тысячи человек в час. В планах — довести её до 1,5−2 млн человек в год. К примеру, максимум прошлого аэропорта был в 2019 году — 519 тыс. человек за год.
Основное преимущество нового аэропорта — его гибкость: он построен на долгие годы вперед и, если пропускная способность достигнет своего максимума, у нас будет возможность с легкостью расширить и добавить необходимую инфраструктуру.
По сути Самаркандский аэропорт — это первый кейс, в котором есть государственный партнер, отвечающий за инфраструктуру полосы и перрона, и частный партнер, отвечающий за обслуживание пассажиров, терминалов, самолета и наземное обслуживание.
При разработке концепции учитывались международные стандарты. Один из таких — ИКАО (Международная организация гражданской авиации ). Данный стандарт представляет собой техническое требование, необходимое для обеспечения безопасности или регулярности международной гражданской аэронавигации.
29 стоек регистрации оборудованы так, чтобы можно было одновременно обслуживать как внутренние, так и международные рейсы, то есть стойки универсальны. При этом в аэропорту есть три киоска саморегистрации, для пассажиров международных вылетов без багажа от Turkish Airlines: достаточно приложить паспорт, система автоматически обработает и находит пассажира в базе, распечатав ему посадочный талон.
А сколько же инвестировано в реконструкцию
Со стороны частного местного партнера инвестиции достигли чуть больше $80 млн и столько в модернизацию аэродромной инфраструктуры вложил государственный партнер за счет чего увеличилось количество стоянок для воздушных судов с 4 до 29.
Направления полетов
Всего сейчас 11 направлений. Из них одно внутреннее (Ташкент), остальные — международные: Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Санкт-Петербург, Алматы, Стамбул, рейсы выполнялись также и в Иркутск.
С сентября месяца откроется новый рейс авиакомпании flydubai. Перелет будет осуществляться в рамках код-шерингового партнерства с Emirates, чтобы предложить путешественникам более удобные стыковки через международный авиационный узел Дубая.
Все рейсы будут выполняться на современных воздушных судах Boeing 737MAX в двухклассной компоновке — бизнес класс и эконом.
До конца же этого года планируется обслужить порядка 430 тыс. человек.
О сложностях и перспективах
Управление аэрпортом отдают в частные руки в основном, когда рассчитывают на частные инвестиции, которые государство из своего бюджета выделять не планировало. Поэтому в таких случаях управление легче отдать профильной компании, которая в этом деле давно.
С начала реализации проекта столкнулись со множеством сложностей.
Активно продолжаем работать над привлечением новых перевозчиков. Есть рынки, которые с точки зрения развития интересны аэропорту Самарканда и наоборот, но открытие маршрута обычно занимает от шести до девяти месяцев.
При этом нет какой-то определенной компании, в которой был бы заинтересован аэропорт больше, чем в остальных. Но по правде говоря, аэропорту, интересна любая компания, которая намерена развивать транспортную доступность региона и будет инвестировать в него, увеличивая тем самым инвестиционную привлекательность Самарканда.
По классике, к сложностям относится еще и борьба с нелегальными таксистами.
В настоящее время хокимият передаёт аэропорту данную территорию, на которой будет сделана развязка, что уберёт нелегальных таксистов физически. Будет запущено официальное такси. Аэропорт сейчас вводит систему эквайринга, где будет возможность купить какую-либо услугу, в том числе и оплатить такси. Со всей информацией можно будет ознакомиться на официальном сайте аэропорта.