Домой Экономика и Бизнес Результаты разгосударствления и приватизации не подлежат пересмотру

Результаты разгосударствления и приватизации не подлежат пересмотру

0
Результаты разгосударствления и приватизации не подлежат пересмотру

Мировая практика свидетельствует, что действующая система защиты прав потенциальных инвесторов определяет масштабы и эффективность процессов приватизации в стране, а также привлечения портфельных инвестиций в них.

Спрос на акции приватизируемых предприятий при наличии эффективной системы защиты значительно возрастает, а следовательно, повышается их рыночная цена. Как следствие, вырастают доходы от приватизации, а предприятие получает средства на модернизацию технологических процессов и выпуск конкурентоспособной продукции.

Практика сохранения монополизма и высокой доли государственной собственности в ведущих отраслях экономики Узбекистана, нарушения прав иностранных и местных акционеров, действующая на протяжении длительного времени, оказали крайне негативное влияние на состояние промышленных предприятий. Отсутствие собственных средств для закупки оборудования снижало качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, а наличие государственных гарантий приводило к закупке устаревшего импортного оборудования по завышенным ценам и процветанию коррупции в сфере государственного менеджмента на отраслевом и территориальном уровнях. Это нашло отражение и в объемах иностранных инвестиций, привлеченных в национальную экономику, среднегодовой объем, которых до 2017 г. не превышал 1 млрд. долл. США. 

С 2017 по 2020 гг. в экономику Узбекистана за счет всех источников финансирования было вложено свыше 807 трлн. сум или 89 млрд. долл. США инвестиций в основной капитал. Из них около 29 млрд. долл. США были привлечены из-за рубежа в виде прямых инвестиций и заемных средств.   

В целях обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также резкого увеличения объема частных инвестиций в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы предусмотрена ликвидация монополии в более чем 25 видах деятельности за счет отмены эксклюзивных прав и приватизации компаний с государственной долей.

Это позволит сократить участие государства в экономике и создать широкие возможности для частного сектора, как отечественного, так и зарубежного, что в конечном счете позволит ускорить полноценный переход национальной экономики на рыночные отношения.

В этой связи первостепенное значение приобретает обеспечение государственных гарантий в виде отказа от пересмотра и отмены результатов разгосударствления и приватизации на уровне Основного Закона страны.

Это позволит существенно повысить инвестиционную активность частного сектора, привлечь прямые и портфельные иностранные инвестиции в приватизацию и модернизацию действующих предприятий, а также их рациональное использование.

Дмитрий Тростянский,

доктор экономических наук

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь