back to top
4.1 C
Узбекистан
Суббота, 18 января, 2025

64 дня газовой блокады или о приписанной «задолженности»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,200ПодписчикиПодписаться

Мне приснился дивный сон: конфорки газовой плиты, да все четыре, горели ровным голубоватым огнем! Неужели божья благодать снизошла и смилостивились — дали газ?! Вскочив с кровати, опрометью бросилась было на кухню, чтобы выключить, чтобы не горели зря, но тут опомнилась: да ведь сон же это. И знак свыше: хватит выжидать, надо действовать.

Конечно, на фоне крупномасштабных решений, принимаемых в сфере газоснабжения (к примеру, о создании государственного трейдера UzGazTrad), ситуация с газовым эмбарго для нашего дома может показаться до смешного микроскопической. И вряд ли стоило  излагать ее, если бы подобное,  с теми или иными изменениями в деталях, не встречалось столь часто. Если бы  изо дня в день десятки людей не томились часами в ожидании своей очереди  у двери кабинета «ведущего специалиста»  предприятия «Яшнободтумангаз» Яшнаабадского района. И других районов: знакомый из Мирзо-Улугбекского района поделился своей историей.

Да не только столицы: позвонил коллега из Намангана, в ответ на его расспросы о житье-бытье я только заикнулась о своей проблеме с газовиками, как он заохал, сказав что у них подобное на каждом шагу. Говорила с подругой из Каттакургана, много лет возглавлявшей махаллинский комитет, она рассказала, что наткнувшись на приписанную ей местным филиалом «Худудгазтаъминота» задолженность, бросила им полученную пенсию в 900000 сумов и потребовала отрезать ее дом от газовой трубы и вот уже много лет обходится без газа. К радости газовиков?!

Можно, конечно, махнуть рукой и не связываться с газовиками, решив, что здоровье дороже, как поступил и другая моя приятельница, доктор экономических наук, профессор,  проживающая в Алмазарском районе столицы. Ей было предъявлено обвинение в долге за газ свыше 900000 сумов. Она, человек законопослушный, ныне пенсионерка, всегда исправно и вовремя оплачивающая коммунальные услуги, была крайне удивлена откуда-то взявшейся задолженности, но все же выдала ретивым парням из  «Худудгазтаъминота» всю до тийина сумму «задолженности». Уверяю вас,  не одна она  такая покладистая.

Я же с марта пытаюсь доказать, что ничего не должна предприятию «Яшнободтумангаз», где обозначена № 04115009 (лицевой счет). Получив 26 февраля  мобильное сообщение о задолженности в сумме 1459 168 сумов, не обратила внимания, ну ошиблись, тем более, что у меня еще старый счетчик  отсчитывал показания и не мог быть подключен к новой электронной системе учета газопотребления. Оплатив по очередному счету, продолжила жить спокойно, как получила еще смску о задолженности. И уже заволновалась. Поехала в офис. Отстояв положено время в очереди, пробилась к «ведущему специалисту»,  некоему Музаффару (фамилия нигде не указана — ни на двери кабинета, ни на столе, за которым он восседал,  не было указателя с фамилией, бейджика с должностью, именем и фамилией на нем тоже не было), показала все квитанции за текущий год.  Музаффар  успокоил меня, что все будет в порядке, только должна ему отправить по Telegram снимок своего счетчика с текущими показаниями и последнюю квитанцию. Отправила 10 марта и позвонила Музаффару. Он поблагодарил,  заверил, что внес изменения в компьютер,  все будет в порядке, и мне незачем больше ходить к ним.  Через несколько дней, 19го марта, получила очередную смску с сообщением о задолженности в сумме 1 141 108 сумов, т.е. с вычетом уплаченного. Опять еду в офис «Яшнободтумангаза».

Дождавшись своей очереди в кабинет «ведущего специалиста»,  узнала, что Музаффар уволился, прием ведет Комил. Проигнорировав мой вопрос о фамилии (по-видимому, газовикам  инкогнито жить спокойнее ), новый «ведущий специалист», в пол-уха слушая меня, нетерпеливо перебил и сказал, что отправит по моему адресу инспекторов (торопился, наверное, — время близилось к обеду). На прощание предупредил, чтобы сюда больше не приходила и не звонила. Хорошо.  Прошли дни, благополучно закончился март. В начале апреля внесла текущую оплату, а инспекторов все нет. Тут подоспела смска: долг теперь составляет 886000 сумов,  произведена предыдущая манипуляция: с якобы оставшейся суммы «задолженности»  вычли последнюю оплату – престранная логика.

Вот уже и апрель близится к концу, а обещанных инспекторов все нет. Зато 26 апреля появился  инспектор по участку Акмал Султанходжаев (его-то фамилию знаю по подписям  в актах), занятый на тот момент установкой счетчиков нового образца – электронных. Сказал, что должен заменить мой нынешний на новый. Поделилась с ним своей проблемой, он посоветовал, что тем более нужно менять счетчик, тогда проблема быстрее решится. Надо посоветоваться с «ведущим специалистом» Комилом, засомневалась я.  Акмал заверил, что сам позвонит Комилу, утрясет вопрос и с установкой нового счетчика, и с газ-инспекцией. Минут через десять – звонок,  в дверях – энергичный Акмал, он радостно сообщил, что переговорил с Комилом, который дал добро на установку счетчика и обещал прислать инспекцию. 

— Работает счетчик? – спросил Акмал, и, осмотрев счетчик, удостоверился, что он исправно отсчитывает показания (в доме в это время нагревался бак с водой), что пломба на нем цела и невредима, отдал распоряжения подручному слесарю Ислому, в каком месте срезать «болгаркой» прибор, куда закреплять новый.

Поднявшись на лестницу, – счетчик у нас установлен на стене дома на высоте около двух метров – Ислом приступил к работе. Зачем обязательно срезать, ведь можно просто открутить гайки и снять счетчик, как делал обычно тот же Акмал, когда подходило время для его поверки и сертификации, подумала я, но Акмал уже убежал по другим делам.

Через несколько минут срезанный болгаркой счетчик благополучно грохнул на землю. Не придав этому значения  (а зря, как выяснилось позже), успокоилась, что с человеком все в порядке и он продолжал работу.

А тут подъехала  инспекция в лице двух парней – Мухиддином и его коллегой (почему-то не стал  представляться). Они осмотрели снятый счетчик, убедились в целостности пломбы. Поинтересовались, работал ли счетчик. Конечно, ответила я,  Акмал с Исломом видели его в рабочем состоянии. Предоставила им последний сертификат, выданный метрологической лабораторией «Узгосстандарт»а со сроком действия до 30 мая 2022 года (то есть в запасе месяц и пять дней). Они попросили квитанции за последние три-четыре года, сверили сведения на них по своей распечатке. Все в порядке, резюмировали они, составим отчет,  получите решение. Но как задолженность возникла, если все уплачено, сведения поступили в офис? У нас тоже, как везде, встречаются недобросовестные люди,  они уже уволились, а нам теперь – исправлять их ошибки, ходить с проверками, получила ответ.

27 апреля, оплатив остаток  по старому счетчику, внесла предварительную оплату за 100 кубометров газа и стала ожидать решения. Когда терпению пришел конец, разыскала номер телефона «ведущего специалиста» Комила и стала звонить ему (его номер дали по секрету и попросили не разглашать, как раздобыла). «Ждите решения по смс и больше не звоните мне», — грубовато оборвал Комил.

И дождалась я смс, из которого следовало, что должна «Худудгазтаъминоту» 824948 сумов (от остатка опять же вычли уплаченное!). После этого обратилась за помощью в справедливом решении моей проблемы  в Антимонопольный комитет РУз. Потому что на его сайте прочитала следующее: «Комитетом изучено более 250 договоров (с потребителями в сфере коммунальных услуг, природного газа и электроэнергии), из которых в 150 случаях (45% газоснабжающая организация, 15% энергоснабжающая организация, 15 водоснабжающая организация и т.д) выявлены факты нарушения законных интересов потребителей и противоречащие антимонопольному законодательству. Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан даны рекомендации по устранению недостатков.
Антимонопольный комитет Республики Узбекистан приглашает активных потребителей принять непосредственное участие в выявлении проблем. С предложениями Вы может обратиться по номеру 71 207 47 00 или направить их по адресу электронной почты info@antimon.gov.uz.»

Наивно поверив прочитанному, 28 апреля отправила свою жалобу по электронной почте. Не дозвонившись по телефонам, поехала в офис, чтобы вручить бумажную версию. Приняли, расписались, сказали, чтобы звонила.

А 1 мая газовики  «поздравили» меня с хайитом, отключив дом от газовой трубы.  3 мая  обратилась в виртуальную приемную Президента РУз. 6 мая в 9.30 вечера, когда укладывала спать пятилетнего внука, в дверь позвонили. Удивилась, кто же так поздно. Выяснилось, газовая инспекция. Почему же так поздно? «Можем уйти и напишем, что не впустили в дом, — раздраженно отреагировал один из тройки, затем почти миролюбиво добавил, —  жалоб много».  

Все трое – Ёркин Рахимов, Ислом Утаниезов, Эркин Икрамов — «ведущие специалисты»  предприятия «Яшнободтумангаз». Попросили показать квитанции с 2016 года по 2022 год и стали собственноручно высчитывать использованные кубометры газа, оплату и сверять с данными по квитанциям. Сумма, вся до тийина,  совпадала с показателями по квитанциям и с самым последним, замершим на срезанном счетчике.

   — Все сходится, — разочарованно произнес Ёркин. – Давайте-ка проверим счетчик.

   Взяв в руки старый счетчик, он подул в одну из его трубок. «Ну вот,  не работает счетчик! — оживился он, заметно радуясь своей находчивости. – Да-да, ваш счетчик неисправен».

   Вот уж не думала, что человек может собою испытательный стенд заменить!

   — Он работал, перед тем, как его срезали, и это видели двое сотрудников вашего «Яшнободтумангаз»а. В противном случае был бы составлен соответствующий акт, — возразила я, — вот и сертификат, выданный «Узгосстандартом» о его пригодности со сроком действия до 30 мая 2022 года,.

   — Мало ли что сертификат имеется, совсем не гарантия, что счетчик работал, — парировал Рахимов.

   — Тогда зачем вводили поверки приборов в «Узгосстандарте», если им не доверяете, ни во что не ставится документ, выданный этим государственным агентством? — изумилась я.

   — Квадратура дома большая, зимой  платили что-то не так много, — настаивал на своем Рахимов.

   — Сколько нагорало газа, за тот объем и платила. Как человек законопослушный, внимая призывам об экономии энергоносителей, днем, когда взрослые были на работе, ребенок в саду, понижала давление газа, ночью повышала. Ежемесячно к нам наведывался то один, то другой территориальный инспектор, проверял состояние счетчика, в офисе должны храниться отчеты обходов, иначе зачем ходили? К тому же Музаффар получил и подтвердил, что внес в компьютер показания счетчика со снимка, отправленного ему 10 марта. Или такие данные не хранятся в вашем офисе?  

Но визитеры и слушать не хотели мои доводы, твердя свое: «Предъявите заключение метрологической лаборатории, и мы его вместе с другими документами отправим в филиал «Худудгаз Пойтахт». В какую метрологическую лабораторию нужно обратиться, поинтересовалась. Ответили: «В нашу, нашего офиса». Вот так да! Однако никакой силой воображения, фантазии  нельзя представить  «Яшнободтумангаз»  в образе пресловутой унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, да к тому же после стольких «хлопот» вокруг «задолженности», которую так рьяно, любой ценой хотелось им заполучить. Переложив на меня чьи-то долги ли, халатность своих сотрудников, по сути стремятся обвинить меня в мошенничестве, краже газа и денег у государства! Когда же дети пошли провожать инспекторов до ворот, Рахимов «посоветовал»: пусть лучше восемьсот тысяч заплатит, чем потом —  более пяти миллионов!

   Платить сверх уже оплаченной суммы, то есть дважды платить за один и тот же объем использованного газа у меня нет ни желания, ни возможности. Это несправедливо и незаконно. Направила письма в администрацию Президента РУз с описанием своей ситуации, в генпрокуратуру РУз о незаконности взыскиваемой с меня задолженности.

На все свои обращения получила, как под копирку изготовленные, полные ошибок, три ответа, в одном из них даже не удосужились дату обращения в администрацию Президента РУз исправить  (оно было направлено 24.05.22, в ответе  значится письмом от 3.05.22). Подписаны все начальником отдела «Яшнободтумангаз»а  Д.Р.Миркамиловым, исполнителем значится Ё.Рахимов, тот самый, который, подув в трубку недействующего прибора, заявил, что он не работает. Стоит ли ожидать при таком раскладе объективности в проверке  жалобы?.. Да, была еще пара ответов на «Telegram» из Ташкентского управления Антимонопольного комитета РУз и Общества прав потребителей, куда передали жалобу из Антимонопольного комитета, содержание которых было идентичным с первыми тремя: газовики ответили обществу прав потребителей,  те – АМК.

Итак, круг замкнулся, долг висит, от газа отрезана. Решила все же обратиться со своим прибором в Единое окно государственных услуг (ЕОГУ). В электронном табло нашла услугу по поверке газового счетчика, взяла талончик. На всякий случай подошла к дежурившей у табло девушке, уточнить, кто из операторов примет газовый счетчик. Никто, ответила она и посоветовала разузнать детали в 10-ом окне. В нем ответили: газовые счетчики на поверку здесь не принимают. На вопросы о причине и где это можно произвести,  сотрудники подразделения Министерства юстиции пожали плечами: не знают. 

На следующий день я отправилась в агентство «Узгосстандарт» попытаться прояснить ситуацию с метрологической лабораторией. Здесь встретила понимание. Вежливо выслушав, мне разъяснили,  что в соответствии с постановлением  №ПП-4840 от 24 сентября 2020 г. о  дополнительных мерах по реализации проекта “Внедрение автоматизированной системы контроля и учета природного газа»,  установка и поверка  счетчиков газа —  исключительная прерогатива предприятий АО «Худудгазтаъминот»,  они числятся на балансе акционерного общества,  приобретены за счет его  средств. Поэтому агентство теперь не занимается поверкой. Легко найдя этот документ на сайтах, в газете «Халк сузи», (почему же сотрудники Минюста не в курсе этого важного постановления?!)  внимательно прочитала его. 

Из него следовало, что  в связи с реализацией проекта по внедрению автоматизированной системы контроля и учета природного газа АО «Худудгазтаъминот» заключил договор с ООО «Технопарк»  на поставку электронных приборов учета природного газа и всего связанного с этим необходимого оборудования. В целях финансирования проекта привлечены кредиты Фонда реконструкции и развития (наиболее крупный — в размере $150 млн долларов США), АКБ «Узпромстройбанка» и ряда других отечественных и зарубежных коммерческих банков. Кредиты возвращают, и в постановлении указано: «АО «Худудгазтаъминот» признается заемщиком по кредитам, привлекаемым в рамках Проекта, выплачивает основной долг, покрывает другие расходы по обслуживанию процентов, комиссий и кредитов за счет соответствующих средств, а также является ответственным за целевое и эффективное использование привлекаемых заемных и кредитных средств». Далее в постановлении предписано: «с 1 октября 2020 года внедрить порядок аккумулирования на специальных счетах АО «Худудгазтаъминот» части дополнительных поступлений от реализации природного газа населению … и возврата за счет данных средств кредитных средств, привлеченных из Фонда реконструкции и развития».  

Кроме того, на Кабинет министров возлагалось:  «разработать график взыскания задолженности потребителей перед АО «Худудгазтаъминот» за потребленный природный газ с принятием мер для его реализации». При этом АО «Худудгазтаъминот» должен обеспечить «строгое соблюдение территориальными газоснабжающими организациями установленного порядка установки в рамках Проекта приборов учета природного газа и предупреждение нарушений прав потребителей».

Пункт постановления: « Рабочим группам по организации внедрения Системы:

  • организовать системную работу по своевременному осуществлению оплаты и взысканию образовавшейся задолженности за потребленный природный газ с потребителей, которым установлены приборы учета»;
  • проанализировала применительно к своему случаю. И получается, что его исполнили  с явным искажением, нарушив мои права, права потребителя.

Не разобравшись с проблемой необоснованно приписанной «задолженности», запросто отнесли ее на поспешно снятый прибор G-4 (кстати, тоже узбекско-итальянского производства, новый также собирается из запчастей, приобретенных в Италии), потому что проверка и пересчет показаний в квитанциях не дали искомого  результата, а напротив, подтверждали мою правоту. При этом слесарь, срезавший его болгаркой, уронил злополучный счетчик  на землю с 1,5-2-метровой высоты. Быть может, и не случайно, ведь до установки электронного его «собрата»  состоялись переговоры по телефону с офисом и были получены распоряжения, явно не предназначенные для моего уха. В то время, когда участковый инспектор Акмал звонил на улице «ведущему специалисту» Комилу, я закрыла ворота и вернулась домой.    Электронный счетчик установили 26 апреля, а 1 мая легко, через систему, отключили газ – может, поэтому Комил скомандовал, чтобы быстрее меняли счетчик.           

Невольно вырисовывается  сценарий: на установку счетчиков, бесплатных для населения, на все оборудование для запуска системы электронного учета газоснабжения затрачены огромные средства, которые легли внушительным долгом на АО «Худудгазтаъминот» и его подразделения, которые должны вернуться, определены сроки возврата кредита. Перед сотрудниками поставлена определенная задача: собрать деньги .  Согласна. Но ведь не любой ценой, не приписывая несуществующую «задолженность», не за счет вымогательства двойной оплаты за один и тот же объем потребленного газа. И в постановлении Президента оговаривается защита прав потребителя. Почему-то ни один из адресатов-инстанций, получивших мои жалобы и обращения, не ответил, не подписался под ответом. Из-за нежелания быть в ответе за что-то? Отфутболил – предпринял все же что-то, и так – спокойнее. Ни малейшего интереса —  а что в результате жалобы, удовлетворен ли результатом проверки обратившийся? Круговая порука ?! В Генеральной прокуратуре и вовсе проигнорировали мое обращение по поводу вымогательства двойной оплаты за потребленный газ. Действующий Закон РУз «Об обращениях граждан» должен работать и выполняться всеми, в том числе и прокуратурой.  Мои пожелания адресатам — оказаться однажды без вины виноватыми, так же, как я, биться  об непробиваемую стену, доказывая свою правоту. 

   …И все же мир не без добрых людей. Метрологи, узнав, что приехала к ним из другого конца города да с нелегкой ношей – со  счетчиком G-4, участливо расспросив о том, что привело меня к ним, вызвались тотчас же позвонить газовикам – у одного из них, оказалось,  работает знакомый в райотделе газоснабжения, через него  вышел на Ё.Рахимова. Обменявшись с ним приветствием, очень вежливо извиняясь, попросив не расценивать его звонок  как бестактность,  вмешательство в его дела, Уткир сообщил о моем визите в агентство. И, сожалея, что ничем не может помочь , пытался объяснить Рахимову тонкости работы с приборами, что во время работы болгаркой в трубки счетчика могут попасть кусочек шлакоблока, искорки, вылетающие из-под круга болгарки, частички  разрезаемого материала, даже частицы рабочего диска. «Ваш сотрудник или кто другой, подрезая металл, вряд ли станет с поверхностей пылинки сдувать, — спокойно приводил свои доводы Уткир.-  И как можно в подобном случае   судить о рабочем состоянии такого хрупкого предмета, как измерительный прибор, ведь мы же с вами понимаем, что он выйдет из строя, не будет работать». «Да какой шлакоблок, какие искорки, болгаркой ведь не сварка велась, — аргументировал свое Рахимов. – И вообще, это был не наш сотрудник, а наемный рабочий, слесарь. Сегодня один, завтра – другой»…

Что уж после этого говорить о неловком срезе и падении счетчика на бетонную дорожку! В ответ Уткир лишь руки развел. Таким образом, белыми нитками пришитая  на моем деле заплатка третий месяц держит наш дом, семью в составе двух пенсионеров,  двоих с утра до вечера работающих молодых людей  — дочь с зятем — и малолетнего внука,  в глухой газовой блокаде. Прорвать ее, оплатив  приписанную несуществующую задолженность? И, значит, согласиться с тем, что тебя обвиняют в мошенничестве, краже, незаконном присвоении ресурсов и пр.пр.

Но ведь это не так!   

Адолат САИДИ

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Нужно как раньше.
    Украл — отрубать пальцы (а то и кисть).

    Думаю чиновников, в нашей стране, стало бы гораздо меньше (анатомически целых)

  2. Статья актуальна и по н.в — такие дела во всех Коммунальных структурах . Когда, долги по коммунальным услугам стал — Зашкаливать, оказались — Огромные. Президент, даёт указание — навести должный порядок, стали наводить. Виновником, был объявлен Потребителя услуг:» Ворует услуги, своевременно не оплачивает и т.п». Добропорядочный Потребитель — стал, себя защищать, обращаясь во все Гос.структуры. Создают БПИ(МИБ) при Генеральной прокуратуре — Кого, принимают на работу — в большинстве случаев, это бывшие сотрудники коммунальных структур — которые и развалена систему Контроля-Учёта и допустили воровство услуг в таком масштабе. Они, что сами себя будут — выявлять, как и везде были и исключения, но таковых оказалось меньшинство, система — не заработала должным образом — прикрыли. Установка и Поверка приборов учёта поставляемых услуг не новая и эта система была — Загублена ещё на корню, почему — вопрос Риторический. Да, Проекта по внедрению автоматизированных систем контроля и учета-оплаты комм.услуг — проводиться, во всех комм. структурах в н.в — но, по разному, ставятся «Умные» приборы учёта — а, какую информацию-данные, вкладываются в эти системы -???, она и выдаёт. Было, указание — «О создании Единой системы…» — а, каждая комм.структура создаёт — Свою -????. Создали — ведь, Мин.ЖКОи эта авт .система — должна, быть Единая. «…….. узнала, что Музаффар уволился, прием ведет Комил» — из личной жизненной практики, тоже говорили:»Специалист — уволился», однако потом выяснялось — Его, руководитель, перевел в другой отдел-службу так, как накопилось много повторных Обращений — устных, письменных в том числе, а решить ИХ — Не могут. «Специалист»- сам, добровольно переходит в другие районы или даже другие ком. структуры, понимая, что всё- может наступить ответственность. Они, уверены, что Обращение в любую другую Гос. структуру всё равно будет направлено к ним на рассмотрение. Исключения — да, бывают. На мой взгляд для — наведения, должного порядок в этой системе — необходимо, провести полную финансово-хозяйственную ревизию, создать Единый Центр, вопрос «О кадрах»- считать приоритетным. Пора, Мин ЖКО Узбекистана — начать работать должным образом. Исключить вмешательство в деятельность комм.структур — представителей Исполнительной власти на местах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Бетонный блок на путях стал причиной экстренного торможения «Афросиёба»

Вечером 14 января, около 23:15 на участке железной дороги между станциями Зиявуддин и Навои произошел инцидент с высокоскоростным поездом...

Больше похожих статей