back to top
12.2 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

МДО предложило реализовать проект «Команда педагогов под ключ»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

22 июня министерство дошкольного образования провело заседание с участием общественного совета при МДО одновременно с пресс-конференцией, на которой озвучены некоторые итоги проделанной работы, а также о планах, намеченных реализовать в текущем году.

В рамках заседания были обсуждены основные результаты реформ в области дошкольного образования, а также определены приоритетные направления развития сферы на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

На заседании говорилось, что в Узбекистане в последние годы в контексте воспитания нового поколения в эпоху глобальной трансформации системы образования особое внимание уделяется вопросам формирования здоровой, развитой личности ребенка, повышения доступности и качества дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно.

Изученный опыт зарубежных стран показывает, что именно
в дошкольном возрасте у ребенка резко возрастают психофизиологические функции, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, а также потребность к интеллектуальной активности и овладению новыми знаниями.

Существуют многочисленные свидетельства того, что без повышения доступности и качества дошкольного образования, страны не смогут добиться устойчивого социального и экономического роста в интересах всех слоев населения. Бездействие в сфере развития системы дошкольного образования сопряжено с большими издержками и вызовами.

В своём выступлении министр дошкольного образования Агриппина Шин отметила: “Раннее развитие и образование – это без преувеличения один из приоритетов государственной политики. Так, с 2017 года нам удалось достичь увеличения охвата дошкольным образованием детей с 27.7% до 69.4%. Сегодня более 2 миллионов дошкольников имеют возможность посещать детские сады. Это стало возможным благодаря строительству новых государственных садов, развитию государственно-частного партнерства, внедрению альтернативных форм дошкольного образования”.

В республике, для создания равных стартовых возможностей для всех детей с 2019 года было начато внедрение обязательной предшкольной подготовки. Это также полностью соответствует Целям в области устойчивого развития. В частности к 2025 году планируется охватить обязательной предшкольной подготовкой 100% детей 6-летнего возраста. Сегодня за год до поступления в школу дошкольным образованием охвачены 589 тысяч  (83,8%) детей в возрасте 6 лет.

Благодаря вовлечению в систему дошкольного образования представителей частного сектора в настоящее время 33,8% детей охваченных дошкольным образованием, посещают негосударственные дошкольные образовательные организации.  Примечательным также является тот факт, что на создание дошкольных образовательных организаций в рамках ГЧП направлены льготные кредитные средства в размере 2,2 трлн сумов.

Министр рассказала и о новых альтернативных видах дошкольного образования, в частности, проекта «Аклвой», который реализован в 142 махаллинских сходах граждан, где отсутствуют дошкольные образовательные организации и показатели охвата остаются на низком уровне. Для этого сформированы 387 мобильных групп на базе 65 переоборудованных автобусов, что дало возможность дополнительно охватыватить дошкольным образованием более 7 тысяч детей.

В целях создания равных возможностей для всех детей в Республике Узбекистан принят Закон «О дошкольном образовании и воспитании», в  рамках которого гарантировано право каждого ребенка на получение дошкольного образования.

Следует также отметить, что в рамках реализуемых реформ нынешнее состояние и уровень подготовки педагогического состава требует необходимости пересмотра действующих методов и внедрения новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дошкольного образования. 

На сегодняшний день, в системе дошкольного образования
трудоустроено 149 024  педагога (2017 год 58 400), из них 34,5% с высшим и 65,5% со средне-специальным образованием. 

Министерством дошкольного образования совместно с зарубежными партнерами осуществлен ряд крупных проектов, направленных на внедрение инновационных подходов в дошкольном образовании, улучшение качества образовательно- воспитательного процесса и подготовку высококвалифицированных специалистов.

Так, в целях, повышения доступности и качества образовательных услуг,
в городе Ташкенте свою деятельность начали филиал Южнокорейского университета Пучон и филиал РГПУ им. Герцена. В настоящее время
в филиале корейского Университета Пучон, на факультете «Дошкольное образование» обучается около 600 студентов, а филиале РГПУ им. Герцена на программы бакалавриата поступило около 400 абитуриентов.

Подготовкой педагогических кадров для системы дошкольного образования заняты 20 вузов республики (ежегодно выпускаются более 7,0 тыс. специалистов) и 96 педагогических колледжей (ежегодный прием и выпуск с 2021 года составит более 30 тыс. человек).

Внедряются принципы инклюзивного образования и новые формы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В частности, внедрены такие новые формы, как многопрофильная специализированная и комбинированная дошкольная образовательная организация с реабилитационным центром.

Совместно со специалистами Всемирной организации здравоохранения рассмотрены стандарты питания детей, в том числе перечень продуктов питания и технология приготовления пищи, разработана книга рецептов блюд для дошкольных образовательных организаций с целью внедрения этих принципов в практику и обеспечения здорового питания детей.

В то же время в системе дошкольного образования есть ещё много актуальных вопросов, которые ждут своего решения.

Было озвучено, что в республике более 1 200 махаллей, которые не имеют дошкольных образовательных организаций. Для решения данного вопроса по словам Агриппины Шин необходимо реализовать следующие меры:

— строительство государственных дошкольных образовательных организаций и реконструкция пустующих объектов в рамках ежегодных инвестиционных и других программ;

— внедрение альтернативных форм дошкольного образования;

— использование альтернативных форм строительства;

— привлечение иностранных грантовых и кредитных средств для нового строительства;

— увеличение доли негосударственного сектора в отрасли;

— разработка работ по созданию новых мощностей с использованием первых этажей жилых домов.

Она также обратила внимание на низкую заработную плату работников дошкольных образовательных организаций, что создает утечку кадров, а также снижает возможности привлечения опытных кадров.

Справочно: Справочно: базовая тарифная ставка воспитателя высшей категории составляет 2,05 млн сумов; воспитателя первой категории – 1,9 млн сумов; воспитателя второй категории – 1,8 млн сумов; воспитателя с высшим образованием – 1,6 млн сумов; повара  — 1,017 млн. сумов.

Из предложенных ею мер можно отметить необходимость приравнивания размера заработной платы воспитателей дошкольных образовательных организаций к заработной плате учителей начальных классов, а также принятие нормативно-правового акта о повышении базовых тарифных ставок работников системы дошкольного образования.

Важную роль, по её мнению играет доля педагогических кадров с высшим образованием, которая пока составляет всего 34,5 %. (2022год-149 024 – 2017 году было 58400).

Для увеличения доли кадров с высшим образованием предложено расширить заочную форму обучения по направлениям дошкольного образования в Ташкентском филиале Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и в Университете Пучон в Ташкенте.

Также Агриппина Шин предложила совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена реализовать проект «Команда педагогов под ключ».

В части подготовки кадров выяснилось, что в дошкольных образовательных организациях отсутствует эффективная система профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Для этого предлагается наладить системную работу в рамках проекта KOICA «Повышение потенциала педагогических кадров дошкольных образовательных организаций путем создания комплексного центра по подготовке, обучению и развитию кадров в Узбекистане».

Касаемо имеющихся случаев незаконного финансового поведения, коррупции и нецелевого расходования бюджетных средств, было предложено поэтапное внедрение с 2023 года в деятельность всех государственных и негосударственных дошкольных образовательных организаций системы биометрической идентификации воспитанников и сотрудников ДОО.

В ходе заседания также были озвучены проблемы в строительстве и реконструкции объектов. С целью совершенствования этой системы решено осуществлять работы по строительству и реконструкции дошкольных образовательных организаций на основе нескольких типовых проектов и отбирать их на основе открытых конкурсов.

А также создать в центральном аппарате министерства Службу авторского надзора за проектами развития инфраструктуры в пределах выделенных для системы штатных единиц для обеспечения осуществления авторского надзора за строительно-ремонтными и оборудовательными работами, проводимыми в дошкольных образовательных организациях.

Говоря о приоритетных планах на перспективу, А. Шин сказала, что до конца текущего года министерство намерено повысить уровень охвата дошкольным образованием с нынешних 67% до  70,7%, а также к концу 2022/2023 учебного года довести уровень охвата детей в возрасте 6 лет до 90%.

В рамках государственно-частного партнерства, предусмотрено создание более 1,3 тыс. новых негосударственных дошкольных образовательных организаций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Европейское кино на большом экране: фестиваль, который нельзя пропустить

С 29 ноября по 1 декабря в Национальном дворце киноискусств (Панорама) пройдет IX Фестиваль европейского кино, организованный Делегацией Европейского...

Больше похожих статей