back to top
10.2 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Со следующего года отменят поступление в вуз после техникума без экзаменов

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Пресс-секретарь президента сообщает, что 15 июня состоялось совещание под председательством главы нашего государства, посвященное мерам, предпринимаемым для профессионального обучения населения и совершенствования деятельности моноцентров.

«В настоящее время мы проводим большие изменения в текстильной, горнодобывающей, электротехнической, химической и других отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, строительстве и предпринимательстве.

Например, только в 2022 году будет запущено более 9 тысяч крупных и средних проектов на сумму 16 миллиардов долларов, для которых потребуется около 300 тысяч квалифицированных рабочих.

Мы можем вдвое сократить бедность, если обеспечим людей современными профессиями», — сказал глава государства в начале совещания.

За последние 3 года были созданы моноцентры «Добро пожаловать на работу» и начато профессиональное обучение, но система охватывает только 5-10 процентов безработных.

В этом году на рынок труда выйдут 555 тысяч молодых людей по всей стране. Вопросы обучения их современным профессиям, обеспечения достойным трудом должны рассматриваться хокимами всех уровней, ректорами вузов, директорами колледжей и техникумов.

Но система 330 профтехучилищ, 173 колледжей и 207 техникумов используется неэффективно. Они используют только 40-50 процентов своей мощности.

Колледжи, подчиненные министерствам энергетики, водных ресурсов, жилищно-коммунального хозяйства, загружены на 20 процентов, а колледжи министерств строительства и транспорта – на 10 процентов.

В этом году около 15 тысяч студентов колледжей и техникумов не смогли продолжить обучение из-за невозможности оплатить контрактный взнос.

Но важнее всего то, что профессиональные знания, преподаваемые в колледжах и техникумах, не соответствуют требованиям работодателей. В результате они вынуждены переучивать молодых людей, которых нанимают.

Учебные программы сильно отстают от современных требований, не хватает 1350 наименований профессиональных учебников и литературы.

Отраслевые министерства, занимающиеся этими вопросами, уже подвергались критике за несистематическую работу.

Поэтому нужно внедрить новую систему адаптации профессионального образования к современным требованиям.

По новой системе, 45 колледжей будут переведены в систему Министерства занятости и станут моноцентрами.

Министерство высшего образования начнет отвечать за управление и методическую поддержку всех профессиональных школ и колледжей.

Уже назначен специальный заместитель министра и создан отдел в министерстве. Эту должность заняла руководитель Бухарского моноцентра Садокат Сиддикова.

«Сегодня крупные реформы в системе высшего образования начинают приносить плоды. В этом году 36 вузов получили академическую и финансовую независимость.

Теперь коренная реформа системы профессионального образования должна стать первоочередной задачей министра высшего образования, его заместителей, ректоров. Это очень важная задача, без планомерной работы люди не договорятся», — сказал Президент.

Для этого будет создан Фонд развития профессионального образования, в который будет выделено 50 миллиардов сумов.

В областях, районах и городах будут созданы советы по профессиональному образованию.

Примером реорганизации подходов к профессиональному образованию стал Ангрен.

В Ангрене в этом году на рынок труда выйдут 3800 молодых людей, в городе имеется 1915 вакансий на 535 предприятиях, в связи с инвестиционными проектами в этом году потребуется более 2000 специалистов среднего звена.

По новой системе 6000 человек будут охвачены профессиональным обучением и целевым трудоустройством.

Президент также указал на то, что работа психологов, ответственных за направление молодежи в профессию, совершенно незаметна.

Поэтому Министерству народного образования поручено:

  • заняться переподготовкой психологов в своей системе и заменить несоответствующих;
  • проводить профессиональную диагностику учащихся 7-11 классов на основе индивидуального подхода и представлять свои рекомендации на советы.

Вместе с тем перед министерством поставлена ​​задача преобразовать деятельность диагностического центра по профориентации учащихся.

В настоящее время в 57 учреждениях профессионального образования по всей стране действует дуальная форма обучения без отрыва от производства, основанная на немецком опыте.

В системе дошкольного образования было отмечено, что это дало свои плоды – студенты педколледжа получают 2 дня теоретических знаний в колледже, а остальные 4 дня проходят практику в детских садах и работают и зарабатывают на жизнь.

Хокимам регионов совместно с Министерством высшего образования поручено внедрить этот положительный опыт в профтехучилищах и колледжах.

Для внедрения дуального обучения на освободившихся площадях профтехучилищ будут организованы производственные цеха предприятий. При этом студенты работают на этом предприятии и получают заработную плату;

Помимо основной заработной платы учителям будет выплачиваться дополнительная премия от Фонда содействия занятости.

Министерству высшего образования поручено передать некоторые направления образования из вузов в колледжи.

Например, Экономический университет имеет достаточную базу для передачи в техникумы направлений туристических услуг, рекламы, охраны труда, Университета транспорта — автосервиса. Таких профессий десятки.

Поэтому ректорам 62 вузов поручено:

  • передать не менее 60 направлений, преподаваемых в вузах, в техникумы;
  • обеспечить техникумы учебными программами и учебниками по всем направлениям образования;
  • создать филиалы своих кафедр и учебных лабораторий в техникумах.

С 1 января следующего года заработная плата преподавателей техникумов с учеными степенями будет приравнена к заработной плате преподавателей вузов.

 «Вообще нужно изменить подход к техникумам. Они должны быть не легким способом поступления в вуз, а системой, дающей сложную профессию, конкурентоспособную на рынке труда», — сказал Президент.

В следующем году планируется отменить механизм поступления в вуз из техникума без экзаменов.

Министерству финансов поручено ввести с нового учебного года для студентов техникумов и колледжей льготные образовательные кредиты для поступления в вузы.

Также будут увеличены государственные гранты для колледжей и техникумов и субсидии для учащихся из малообеспеченных семей.

Министерству высшего образования поручено за два месяца изучить деятельность 207 техникумов и закрыть 70 малоэффективных техникумов.

Из них 25 будут переданы Министерству занятости для создания моноцентров, а остальные 45 — для создания на их базе профтехучилищ.

Президент также рассказал об опыте Ширинского городского энергетического колледжа. В колледже действует программа обучения по заказу саудовской компании ACWA Power. Компания построила ультрасовременный цех, лабораторию и общежитие за 2,8 миллиона долларов.

В настоящее время компания приступила к обучению 140 молодых людей таким профессиям, как «техник станции альтернативной энергетики», «оператор» и «диспетчер».

Основываясь на этом опыте, хокимам областей вместе с Министерством высшего образования и руководителями отрасли в каждом районе, городе, поручено:

  • провести переговоры с крупными работодателями и иностранными предприятиями, присоединить техникумы к крупным промышленным предприятиям и кластерам;
  • внедрить международные образовательные программы не менее чем в 2-х техникумах в каждом регионе.

Некоторым техникумам поручено ввести практику организации приема два раза в год.

На базе 70 учреждений, которые будут переданы Министерству занятости населения, будут созданы моноцентры, 25 из которых должны быть сданы в эксплуатацию до конца текущего года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Выступление президента Узбекистана на заседании законодательной палаты Олий Мажлиса подвергли лингвистическому анализу

Выступление охватывает ключевые аспекты экономической политики, социального развития и взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. 20 ноября текущего года...

Больше похожих статей