Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) продолжил исследование по оценке роста заработной платы населения в зависимости от уровня образования.
С увеличением дифференциации между заработными платами высоко и низкоквалифицированных рабочих мест, повышаются и требования к квалификации, навыкам, а также к минимальным уровням образования занятых.
С непрерывным ростом требований к уровню квалификации кадров концепция «образования длиною в жизнь» все больше становится популярной во всем мире. Получают ли компенсацию обладатели дипломов более высоких уровней образования за затраченное время и энергию после вступления на рынок труда в Узбекистане?
Для получения научно обоснованных ответов на эти вопросы эксперты ИПМИ провели эмпирическую оценку влияния уровней формального образования на заработную платув разрезе уровней образования и отраслей экономики.
Согласно полученным результатам исследования отдача от степени доктора наук (DSc) в Узбекистане превышает 61%, PhD или кандидата наук — 41%. Также относительная экономическая ценность диплома с отличием бакалавриата на рынке труда выше на 8,5% по сравнению с обычными выпускниками. Эти оценки позволяют подтвердить «окупаемость» более высоких и качественных уровней образования, следовательно,затраченного на его получение время и силы.
Для оценки экономической отдачи от наиболее высоких ступеней образования в Узбекистане специалисты ИПМИ провели онлайн опрос среди населения старше 18 лет на тему “Отдача от образования». Опрос проведен среди случайных респондентов активно пользующихся социальными сетями.
Было получено 1152 онлайн ответов (61% мужчин и 39% женщин) из регионов Республики Узбекистан. В исследовании оценены результаты 906 анкет (не учтены ответы респондентов: не работающих по собственному желанию, временно безработных, занятых уходом за ребенком, учащихся в бакалавриате, магистратуре, очно базовой докторантуре и докторантуре а также исключены некорректные и одинаковые ответы).
По уровню образования из 906 респондентов 3,3% DSc (или доктора наук), 18,2% PhD (или кандидаты наук), 33,1% магистры, 33,3% бакалавры, 15,3% выпускники ВУЗов до разделения бакалавриата и магистратуры, 7,0% выпускники средних профессиональных учреждений 3,0% со средним и 0,4% с базовым средним (9 классов) образованием.
Анализ окупаемости образования проведен на основе широкоизвестного «минцерского уравнения заработков». Оценка проведена в программном пакете Stata методом наименьших квадратов.
По результатам оценки (табл.1) в Узбекистане каждый формальный дополнительный год обучения способствует увеличению заработной платы работника в среднем на 10%, что соответствует оценке ООН по вопросам образования, науки и культуры: «По всему миру, в 139 странах, норма доходности на каждый дополнительный год обучения составляет 10 %»[1]
Занятые в экономике со степенью DSc или доктора наук в среднем получают на 61% больше заработную плату, со степенью PhD или кандидаты наук — 41% выше сотрудников с предыдущим уровнем образования.
Респонденты обладающие диплом с отличием (выпускники бакалавриата или вуза до перехода в Болонскую систему) на рынке труда получают на 8,5% выше заработную плату чем их соотечественники без диплома с отличием.
В разрезе отраслей экономики среди опрошенных наибольшая средняя заработная плата приходится на занятых в сфере компьютерных технологий. Они получают зарплату от 28% до 37% (в зависимости от уровня и продолжительности образования) больше других отраслей. Экономисты на 24-37%, финансисты на 29-30% и занятые профессиональной и научно-технической деятельностью (юридические, консалтинговые, бухгалтерские и другие профессиональные услуги) на 27-38% больше средней заработной платы по республике. Занятые в государственном управлении и обороне получают на 25-31% больше за свой труд. Представители промышленной сферы на 22-24% и строительства на 25% больше.
В целом по экономике заработная плата мужчин от 23 до 28% выше чем у женщин. При этом каждый дополнительный год обучения у женщин приносит на 11% больше дохода, а у мужчин на 8,7%. Если семейные мужчины зарабатывают на 16% больше мужчин без семьи, то женщины после создания семьи зарабатывают на 27% меньше чем до замужества. У жителей столицы заработная плата на 23-24% (у мужчин на 30%, у женщин 16,3%) больше чем у жителей других регионов.
Анализ разрыва в заработках между респондентами с разным уровнем образования позволяет ориентироваться учащимся и их семьям в принятии решений об инвестировании в человеческий капитал члена семьи.
На следующем этапе исследования эксперты ИПМИ планируют разработать калькулятор для подсчета размера инвестиций необходимого для достижения определенной профессии с набором необходимых навыков, компетенций и наивысшей квалификации.
Д. Вахабова,
вудущий научный сотрудник ИПМИ
Таблица 1.
Влияние уровней образования на заработную плату
Наименование переменных | Уравнение№1 | Уравнение№2 | ||
Зависимая переменная -логарифмированная заработная плата | Вероятность P>/t/ | Зависимая переменная -логарифмированная заработная плата | Вероятность P>/t/ | |
Средняя продолжительность образования | 0.1015 | 0 | ||
DSc (или доктор наук) | 0.6072 | 0 | ||
PhD (или кандидат наук) | 0.4092 | 0 | ||
Экономистқ | 0.3663 | 0 | 0.2390 | 0.01 |
Финансисты | 0.2892 | 0 | 0.2983 | 0 |
Занятые в государственномуправленим и обороне | 0.3076 | 0 | 0.2458 | 0 |
Строители | 0.2499 | 0.4 | ||
Занятые в промышленности | 0.2437 | 0.08 | 0.2176 | 0.04 |
Занятыев научной и профессиональной деятельности | 0.3814 | 0 | 0.2713 | 0 |
Занятыев сфере компьютерных технологий | 0.2836 | 0.02 | 0.4505 | 0.01 |
Занятыев здравоохранение | -0.2336 | 0.01 | -0.265 | 0 |
Женщины | -0.2774 | 0 | -0.2324 | 0 |
Занятыена рынке труда г. Ташкента | 0.2388 | 0 | 0.2306 | 0 |
Обладатели диплома с отличием | 0.0853 | 0.02 | ||
Количество наблюдений | 906 | 906 | 0 | |
R-squared | 0.269 | 0.317 | 0 |
Источник: Расчеты автора на основе результатов опроса «Отдача от образования» проведенного ИПМИ
[1]Всемирный доклад по мониторингу образования «Образование в интересах людей планеты:постраение устойчивого будущего для всех» ООН по вопросам образования, науки и культуры/ ЮНЕСКО, 2017, С-64https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245752_rus