Как пиратские версии кино в Узбекистане, не дают дышать официальной киноиндустрии.
На 35 млн населения имеется всего 68 действующих кинотеатров из 312, но современным требованиям отвечают всего 35. По сути для такой страны как Узбекистан, это катастрофически мало, если учитывать, что кинотеатры — это своего рода очаги культуры.
Трудно вспомнить, когда и где в последний раз строился кинотеатр, зато как грибы после дождя вырастают так называемые той-хона, которых насчитывается порядка 1241.
Где кинотеатры «Дружба», «Чайка», «Казахстан», мой родной Дом кино? В сёлах нет кинотеатров. В Самаркандской области функционируют всего два кинотеатра. На 2021 год численность населения достигла 559,4 тысячи, учитывая, что 2022 году произошло расширение территории города и увеличение его населения за счёт пригородных районов. В Ферганской области числятся три кинотеатра, функционирует – один. В Хорезме, например, есть торговый центр «Тумарис», в котором всего один кинотеатр. В кишлаках дети и не знают, что такое кинотеатр.
Зачем нам кинотеатры?
Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф — это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя.
В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий.
Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха… Кино объединяет людей — в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.
Так, кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает или обкрадывает его душевно, насыщает эмоционально. Отсюда вырисовывается еще одна изюминка кинематографа — психологическое воздействие на человека. Ведь под его воздействием может возникать разнообразная гамма неповторимых чувств. Полнометражный фильм или целый телесериал может вызвать улыбку или слёзы, радость или грусть, возбуждение или ощущение душевного покоя.
Кино может менять внутреннее состояние человека, его характер, поведение и даже привычки. И здесь мы можем найти очередную особенность кинематографа, а именно — передачу замысла создателя. Если намерение режиссёра было в том, чтобы человек задумался о некоторых идеях и проблемах, которые вложил в свою работу автор киноленты, и сделал для себя из этого вывод — так оно, как правило, и произойдет. Фильм — это мир идей, которые человек реализует в своем сознании.
По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с нацизмом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т. д.
В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино государство манипулирует населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из нее «ненужные» места и т.д. Акцентируется внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил общества. Кино не только для бизнеса – это искусство!
Немного о минусах кинотеатров в Ташкенте.
Тёмный сеанс в некоторых кинотеатрах.
Если вы пришли на сеанс, но вам кажется, что фильм темный — это значит, что в данном проекторе стоит уже изжившая лампа. Замена её стоит несколько миллионов и кинотеатры крайне неохотно их меняют, только, когда она уже совсем того. Это кстати хорошее основание потребовать возврат денег, за некачественный показ. Как правило ни один фильм не начинается вовремя, все на 10-15 минут позже, т.к. реклама и анонсы.
Про 3D очки.
Их стоимость заложена в цену билета. По правилам, те очки, которые вам дают перед сеансом, должны быть новые и одноразовые, т.е. вы их забираете себе или выкидываете. Закупочная цена этих очков — около 6-10 тысяч сум на 2016 год. Но т.к. кинотеатры сильно экономят, то они используются многократно.
И наконец стоимость билетов!
Почему кинотеатры не делают гибкого ценообразования? В «Magic cinema» стоимость на 2D залы: детский зал от 35 тысяч сум до 45 тысяч сум. Стандарт — зал от 35 тысяч сум до 60 тысяч. Учитывая, что в узбекской семье не менее двух трёх детей – это дорогое удовольствие.
Касательно других кинотеатров цены уточнить на билеты путём онлайн невозможно, только позвонив и то факт поднятия телефона вам не обеспечен. Стоит учитывать, что утренние сеансы стоят гораздо дешевле вечерних. При хорошем маркетинге, кажется, это может привлечь аудиторию (тех же студентов). К примеру, в самом большом кинотеатре страны Cinema Palace (дворец кино им. Алишера Навои) вместо кинотеатрального экрана висит обычная ткань, не говоря уже о креслах, установленных еще 30−40 лет назад.
Мешают развитию отрасли еще и низкий доход населения, недостаточное количество кинозалов и тотальное пиратство (почти все телеканалы демонстрируют пиратские копии). Плюс сумма арендной платы.
Отсутствие официальных интернет-платформ в Узбекистане
В Узбекистане отсутствуют официальные интернет-платформы с лицензированным контентом, поэтому подключить подписку на Netflix или Spotify не представляется возможным.
В условиях тотального потребления зарубежного медиаконтента, в стране до сих пор не сформировался свой собственный медиарынок.
У производителей нет заинтересованности в создании качественного медиаконтента, который мог бы конкурировать с зарубежными аналогами, а также в цивилизованном ведении медиабизнеса и соблюдении интересов авторов и правообладателей.
Телевизионный, анимационный и кино-контент в основном создается путем плагиата и копирования идей, сюжетов. Вещание и ретрансляция телевизионного контента происходит с нарушением авторских и смежных прав, поскольку система получения разрешения на вещание зарубежных каналов остаётся непрозрачной. К примеру, зарубежные правообладатели не защищают свои интересы в Узбекистане, хотя имеют возможность — это сделать в соответствии с международными конвенциями, членом которых является страна, а также законодательством Узбекистана.
Потребитель не платит, автор не делает. Нет легального рынка медиаконтента
Подавляющая часть интернет-контента, предоставляемого пользователям в Узбекистане – пиратская. Это означает, что обладатели авторских прав на фильмы, сериалы и музыку не давали разрешения на его использование и тем более не получают авторское вознаграждение. Для того, чтобы люди перестали потреблять «пиратский» контент нужно им дать альтернативу лицензионных платформ за адекватную плату. Но если заключать лицензионные соглашения на весь контент, то местные платформы уже не смогут предоставлять контент пользователям бесплатно или на основании тех минимальных платных подписок, которые существуют сейчас – в эквиваленте 10-15 долларов в месяц.
В таких условиях отечественный рынок не будет развиваться. Потребитель привыкает пользоваться «пиратским» контентом бесплатно и в будущем не захочет покупать даже качественный национальный контент за деньги. А если не будет спроса, то и не будет интереса вкладывать в качественный продукт. Это замкнутый круг.
В Узбекистане в 2006 году было создано первое ОКУ – Общественное объединение «Гильдия авторов и исполнителей Узбекистана». На данный момент в стране зарегистрировано несколько таких обществ. Но система коллективного управления так и не заработала в Узбекистане по причине огромного сопротивления пользователей и компаний, которые привыкли бесплатно пользоваться авторским контентом.
Почему кинотеатры банкротятся?
Тут все просто. Изначально был неписанный закон, что кинотеатр — это дешевое развлечение. Билеты и продукция стоят копейки и за счёт массовости оно выезжает. Но потом пришли ТЦ с их аховыми арендными ставками. И цены поползли вверх. Увеличилась конкуренция внутри сети + начался бешенный бум домашних и онлайн кинотеатров. Сюда естественно добавим просто катастрофическое падение качества кино. И мы имеем по итогу… плохое кино, по сумасшедшим для такого вида развлечения ценам с дикой конкуренцией.
Выживают на этом рынке только те, кто тупо угадал с расположением, да и то лишь частично.
Проблема не в кино, а в зрителях.
За рубежом в каждом кинотеатре множество залов, в которых одновременно идет много фильмов. А почему у нас к этой индустрии не относятся как к полноценному бизнесу?
У наших людей культура походов в кино не так развита, как в других странах. Собственно говоря, у нас и культура просмотра кино в целом не развита.
В школах нашей страны нужно ввести предмет «Основы искусства и культуры» и с детских лет прививать людям интерес к этому виду искусства, повышая культурный уровень населения. Почему, например, дети в школе должны изучать экономику, геометрию, математику, но не изучать при этом искусство? Часто ли человек сталкивается с той же геометрией в обычной жизни? А банкирами и вовсе становится лишь очень небольшая часть школьников, хотя экономику и геометрию учат все. В то же время все мы ежедневно смотрим фильмы, сериалы или спектакли, читаем книги и стихи — но искусство при этом не изучаем. Вместо узконаправленных предметов можно было бы обучать детей основам искусства, чтобы у них было четкое понимание того, что такое кино, что такое театр, что такое опера, что такое музыка.
К примеру, когда вышел фильм «Барон», первые три дня проката люди шли в кинотеатры, все было хорошо, у фильма была отличная касса. А потом на рынке появилась пиратская копия — и люди моментально перестали ходить в кино. В итоге фильм не добился ожидаемых кассовых сборов и в результате именно это и помешало съемкам продолжения. Все это вообще очень плохо, особенно для режиссеров и продюсеров. Учитывая тот факт, что Фархад Махмудов снимался не из-за денежного гонорара, а из любви к Узбекистану. И тот момент, что стало редкостью сотрудничества «Узбеккино» с зарубежными представителями.
Во всех странах с развитым кинематографом есть различные журналы и сайты, из которых можно узнать, какие новые фильмы вышли в прокат и где их можно увидеть, какие у них кассовые сборы, прочитать рецензии от зрителей и кинокритиков. А что у нас?
Гузель КУРТВЕЛИЕВА