back to top
24.7 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

Кто с нами?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

Совсем недавно я услышала и глубоко прониклась таким выражением – «Духовное золото переходит в материальное». Как часто деятели от культурно-просветительского слоя, не ведая эту аксиому, становятся заложниками «золотого тельца», подальше задвигая в небытие человеческие ценности, на которых исконно зиждется наш народ. Это народ  с глубокой историей. И, надеюсь, с не менее значимым и светлым будущим.  

Эта патетическая преамбула неспроста. Есть повод для измерения наших ценностей, просто кинув на весы справедливости свои камни преткновения.

1-й камень. Прологовый.

Я искренне рада, что Постановление Президента РУз «О дополнительных мерах по сокращению государственного участия в ЭКОНОМИКЕ» от 24.03.2023 г. № ПП-102 наведет порядок в этой серьезной отрасли. Но я никак не думала, что такой указ имеет напрямую отношение к уничтожению культурных объектов, целых организаций с его сотрудниками, нашему историческому наследию.

2-й камень. Кульминационный.

Тимур Набиевич Каюмов, известный оператор, ветеран отечественного кино, стремительно вышагивал по монтажной, где нас поджидал очередной документальный фильм. Голос его звучал громко и возмущенно.

— Вы знаете нашу Хронику (Киностудия документальных и хроникальных фильмов – прим. М.М.)? Ее собираются схлопнуть также, как и три года тому назад втихую закрыли Студию мультипликации, когда весь коллектив остался не у дел. А в свое время отечественная мультипликация была одной из лучших на всем пространстве Советского Союза.

Как? Что? – последовал мой вопрос.

— А вот так. На основании документа, о чем поведали мои коллеги, должна пройти реорганизация Хроники, и из статуса государственной структуры она благополучно переходит в подчинение Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан. Так студия становится очередным ООО, которая благополучно потонет в закромах частных инвесторов. Туда же канет и недвижимое имущество киностудии, которое также будет выставлено на продажу.

Все – течет, все – меняется. Новые времена и подходы…

— А ценности и совесть человеческая не меняются. Мой дядя — Малик Каюмович Каюмов в 1961 году возглавил Киностудию документальных и научно-популярных фильмов, построил для него здание, посадил сад. За долгую, почти столетнюю жизнь он создал свыше 400 различных по жанру фильмов, имел множество государственных наград и кинематографических призов.  Для него было величайшее  дело – служить кинематографу, особенно честному, актуальному, каким являлась  узбекская  хроника. От последних событий он бы был глубоко опечален. И что теперь?

Предполагаю, что тяжелую ношу агитации, пропаганды, да и просто объективной оценки событий, фактов, фиксацию нашей действительности возьмет на себя наша ЭКОНОМИКА с увесистым кошельком. Вот только каков будет багаж исполнителей?

— Ответ предсказуем. А ведь не будь документальных кадров Худайбергана Деванова, мы бы и не знали, что отечественный кинематограф насчитывает историю более 100 лет. В начале ХХ века многие цивилизованные страны не могли похвастаться существованием собственного кинопроизводства. Запечатленное на пленке время позволяет нам гордиться своими глубокими корнями, как ярким оставленным следом  в мировой культуре цивилизаций. 

Чем важна для вас Хроника?

— Памятью о моем близком человеке Малике Каюмовиче, образ которого запечатлен внутри здания «Узбекфильма». Он не только создавал свои произведения, но и грамотно руководил своим коллективом. Так во время ташкентского землетрясения в 1966 году документалисты были направлены во все точки города: днями и ночами они фиксировали результаты стихийного бедствия, людские слезы, горе, отчаяния. Сейчас состояние наших соотечественников мы воспринимаем как свои и все благодаря сохранившимся кадрам. А затем видим вновь слезы, но уже радости, счастья, что Ташкент  выжил, отстроен всеми братскими народа СССР, наполнен силой, радостью, энтузиазмом… 

А если копнуть глубже в историю страны, то кинокамера Каюмова в 1939-1940 гг. запечатлела строительство Большого Ферганского канала, когда 170 тыс. дехкан кетменями за 45 дней возвели 270  км ирригационной системы, первой в Средней Азии. По военной хронике (1941- 1945 г.) этого великого мастера можно не только изучать наше доблестное прошлое, но и учиться стойкости, мужеству: будучи не раз раненным, он не выпускал камеру из рук. Вновь и вновь возвращался в строй, к своим бойцам. 

И еще. Для меня полнометражные фильмы отошли немного в сторону, а вот документальные до сих пор вызывают большой интерес. Да и сами хроникеры очень скромный, сдержанный, терпеливый народ. Им особых райдеров и не нужно. Они – это, можно сказать, соль любого кинематографа. Им покоряется правда, которая не всем и не всегда нравится.

Что же сподвигло пойти на такой шаг как отстранить документалистов от исконно закрепленных за ними земель? В чем смысл?

—  Какие фантазии и планы в неких головах, я не знаю. Но оценку существующему положению надо дать четко и прилюдно. В противном случае, о какой демократии следует говорить?

Считаю, что государство должно всецело поддерживать гуманитариев различных направлений, будь то культура, искусство, будь то наука, образование. Да, они не приносят видимых денег государству, но они просвещают, развивают народ, будоражат нашу совесть.

3-й камень. Эпилоговый.

— А обостренная совесть людей культуры всегда будет держать на должном уровне нашу ментальность, житие в миру.

Если надо, то я пойду к Президенту!

Я тоже встану рядом!

   Кто с нами?

Муяссар Максудова, киножурналист. 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Дорогой Тимур! Я , Кахрамон Хасанов — кинооператор, Заслуженнй работник культуры Узбекистана, Лауреат Государственной премии ,полностью согласен и поддерживаю !
    Я С ВАМИ !

    • Кахрамон, дорогой, я не сомневался в твоей поддержке, зная твою любовь к кинохронике, которой была посвящена вся твоя жизнь!!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Архитектура не должна нагнетать социальную конфликтность. В противном случае она окажется изгоем и будет безжалостно перечеркнута

Часть первая Произошла, и уже давно, градостроительная перестройка, но не просто замена одной структуры- Госкомархитектстроя на другую - Минстрой, а,...

Больше похожих статей