«Быть лучше, чем вчера»!
В 2016 году Фериде одержала оглушительную победу на фестивале в Польше, посвященном Анне Герман в номинации «Лучший исполнитель песни Анны Герман на польском языке». Варшавские поклонники таланта Анны Герман после песни, исполненной Фериде «Танцующие Эвридики» узнали, как многое связывало Анну Герман и Узбекистан.
В 2017 году Фериде покорила азербайджанских поклонников джаза, наградивших певицу призом зрительских симпатий на джаз –фестивале в Баку.
В 2018 году, в Польше, Фериде своим исполнением песни La mamа на итальянском языке заставила прослезиться не только участников оркестра и зрителей, но и директора фестиваля пани Альдону Михаляк.
Фериде – разножанровая певица, работает в направлениях этнического и современного джаза. Фериде – одна из самых популярных джазовых певиц Узбекистана. Она поёт в разных стилях: джаз, авангард, этно-джаз (других певиц в этом жанре в Узбекистане нет), фолк, эстрадная классика, неоклассика.
В 2018 году в Узбекистане, при вручении приза в номинации «Лучшая певица», Мансур Тошматов назвал Фериде — «Джазовой дивой».
Авангард, сюрреализм и метафора – именно такие музыкальные приоритеты у Фериде.
Своим наставником, единомышленником и другом, повлиявшего на ее внутренний мир, Фериде называет Санджара Нафикова – пианиста Jazzirama.
Фериде окончила консерваторию, специализировала свое музыкальное искусство на факультете эстрадно-джазового пения у композитора, заслуженного деятеля искусств, профессора Дилором Давроновны Амануллаевой.
И конечно же собирается продолжить обучение в магистратуре, но теперь в США и Турции.
— Фериде, Вы солистка «Omnibus», а также активный участник проектов знаменитого театра «Ильхом». Вам недостаточно успеха в «Ильхоме», хочется большего?
—Всему свое время. В какой-то момент жизни на мое желание продолжить учиться за рубежом повлияла пандемия. Справедливости ради замечу, что и в Узбекистане оставались незавершенные проекты. В целом, я не просто планирую, а я стремлюсь к новому витку образования. Как джазовой певице, конечно же мне интересна Америка.
— Вы активны в социальных сетях, пользуетесь заслуженным вниманием, а о какой стороне жизни, не знают Ваши поклонники?
—О личной. Это границы, взгляды на определённые вещи, которыми я не хочу делиться.
— Вам завидуют коллеги?
— С завистью мы с детства и по сей день остались на «ТЫ». Я чувствую этот порок, но он меня бодрит. Думаю, что еще с начальной школы была не похожа на других: не была общительна, скорее замкнута, на последней парте сочиняла стишки, в общем была белой вороной.
Нет предела совершенству!
-Фериде, вот вы – яркая и целеустремлённая артистка, работающая в необычном для нашей стране стиле. Вам бывает тяжело в обществе, в котором не мало тех, на кого влияет менталитет догматического Ислама?
— Да нет, особенно не влияет, пока я живу в Узбекистане, я понимаю, что такова реальность. Гибкая позиция к местному менталитету позволяет не мешать развитию творчества.
— Во все времена творчество зависело от финансового благополучия. На сколько Вы в своем творчестве независимы?
— Конечно зависима, впрочем, как и все артисты. Поэтому, наверное, здорово когда то и другое находит свой баланс.
— Словосочетания: «современная музыка» или «настоящая музыка» вне времени?
—А музыка всегда вне времени!
В первую очередь, конечно же классическая музыка. Иоганн Себастьян Бах – это творчество для всех времен и поколений.
Современная музыка — это фьюжен. Сегодня «чистых» музыкальных жанров фактически не осталось, всё смешалось. Современная музыка придерживается модных тенденций, трендов, которые меняются с калейдоскопической скоростью.
Для меня же, лучшей формулой создания действительно интересного музыкального творчества — является постмодерн. Мы всегда оглядываемся назад. До нас уже многое придумано. Настоящая музыка не может умереть, она не подвержена модным ветрам.
-Как обрести свою яркую индивидуальность, свой неповторимый и узнаваемый почерк (исполнительский, композиторский) при нынешней системе образования, которая основана на принятых чиновниками догмах и стандартах?
-Индивидуальности и неповторимости, в первую очередь, помогает Мотивация!
В вторую очередь, наверное, Вера в лучшее. Меня учили, что задача артиста – это просвещение, показывать зрителю… ребята, а есть ещё вот такая музыка, послушай…
И ещё, надо перестать быть «нормальным», обычным музыкантом. Стараться избегать стереотипов, стандартного мышления, быть самим собой и не изменять себе.
Избегать желания угодить.
Все время задаю себе вопросы и стараюсь на них ответить искренне своим творчеством: насколько я честна к тому, что я делаю? я сама в это верю?
Если, я сама себе верю, то и другие поверят.
Индивидуальность – это отсутствие норм вообще, правил, смелость, заявить о себе, именно о себе, такой, какая ты – есть.
— Как удалось совмещать учебу в школе и обучение музыке?
—Я училась в турецкой школе в Ташкенте, часто играла и пела для учеников и преподавателей. И если у меня были незначительные ошибки в учебе, то Музыка здорово их компенсировала.
-Известно, что каждый музыкант по-разному трактует джаз, как направление в музыке. Можно его сравнить с каким–то направлением в поэзии или живописи? Как Вы чувствуете джаз?
— Джаз может сравниться только с джазом!
Джаз – это свобода! Джаз – это интеллектуальная музыка. Один из самых сложных видов искусств в вокале и в инструментале. Джаз – это иной подход к жизни.
И последний вопрос: Готовы Вы ли дать совет молодым музыкантам?
— Я совсем молодая артистка, но сверстникам могу сказать: независимо от направления вашего творчества, советую – никогда не останавливаться на достигнутом»!
Беседовала Гузель Куртвелиева
Фото Эрнеста Куртвелиева