Член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, политолог Кудратилла Рафиков выступил со статьей «Сейчас не время для аплодисментов», в которой выразил свое мнение о внешнем долге республики. Публикуем ее в сокращенном варианте.
Сегодня Китайская Народная Республика все ярче проявляет себя как страна, серьезно готовящаяся выступить в качестве самого большого кредитора, играя роль мирового банкира.
В частности, и Узбекистан взял долг у двух банков Поднебесной. 18 процентов внешнего госдолга Узбекистана приходится именно на долю Китая. Среди международных государственных финансовых учреждений-кредиторов значительную долю государственного долга республики составляют долги перед Эксимбанком КНР (2 миллиарда долларов) и Китайским банком развития (1,6 миллиарда долларов).
А самый крупный международный банк, дающий долг Узбекистану, — Азиатский банк развития. Остаток взятого внешнего долга государства по итогам 2021 года достиг 5,2 миллиарда долларов.
Как заявляют многие, размер внешнего долга Узбекистана ежегодно растет. И это правда. В 2021 году внешний долг нашего государства составил 34 процента по отношению к ВВП. А по финансовым меркам это не такая уж большая цифра.
Международный валютный фонд оценивает привлечение Узбекистаном внешнего долга до 55 процентов к ВВП — средним или стабильным.
Для сравнения, внешний долг некоторых государств в несколько раз больше ВВП. Наш же долг не составляет даже половины ВВП. Если объяснить понятнее, внешний госдолг составляет по 668 долларов на душу населения.
Теперь обратим внимание: внешний долг США — основного претендента на первое мощнейшее государство мира — составляет 23 триллиона долларов. Это означает, что иностранные займы приходятся по 21 190 доллара на каждого американца.
Правда, постепенное увеличение внешнего долга может вызвать у многих беспокойство. Однако не надо забывать, что это естественный процесс. Я думаю, даже если бы не было пандемии, мы все же привлекали бы внешний долг, чтобы продолжить начатую с 2016 года новую экономическую политику.
Почему? Потому что и в сфере строительства жилья, и в нефтегазовой отрасли, и в энергетике реализуются крупнейшие проекты на несколько миллиардов долларов.
Если взять только нефтегазовую или энергетическую отрасли, то большинство крупных объектов системы было построено в 60-70-х годах. И сегодня их коэффициент полезного действия очень низкий. А для модернизации и строительства новых нужны большие средства.
Что же делать? В таких случаях большая часть этой потребности покрывается за счет внешнего долга.
По состоянию на 1 июля 2021 года Узбекистан имел долг: перед Азиатским банком развития — 5 миллиардов, Китаем — 4,2 миллиарда, Всемирным банком — 3,8 миллиарда, Японией — 2,8 миллиарда, международными инвесторами — 1,7 миллиарда, Южной Кореей — 1 миллиард, Исламским банком развития — 900 миллионов, Францией — 600 миллионов и другими международными финансовыми организациями — 1,8 миллиарда долларов.
При ограниченности внутренних возможностей внешний долг государства направляется прежде всего на развитие инфраструктуры, а также на проекты в промышленности и сельском хозяйстве.
Согласно заключению, объявленному Счетной палатой по государственному бюджету на 2022 год, в целях обеспечения долгосрочной стабильности бюджетной системы и замедления темпов роста объемов внешнего долга государства установлено, что объем остатка госдолга, привлеченного от имени Узбекистана и под его гарантии, не должен превышать 60 процентов по отношению к ВВП текущего года.
Также установлены лимиты: ограниченный чистый объем подписываемых за год новых соглашений от имени Узбекистана и под его гарантии — 4,5 миллиарда долларов, из них на финансирование мер, не связанных с поддержкой госбюджета и реализацией проектов — 2,5 миллиарда долларов, на финансирование инвестиционных проектов — 2 миллиарда долларов.
Одним из признанных в мире правил относительно внешнего долга является то, что страна должна направлять внешний капитал на сферы, приносящие пользу в долгосрочной перспективе. Например, надо не просто строить дорогу, а строить ту дорогу, которая приносила бы пользу государству и экономике, облегчала бы перевозку важных товаров либо помогла бы стать крупным транспортным хабом.
Внешний капитал ведет к технологическому преимуществу, давая возможность ускоренно осваивать создаваемые технологии и завоевывать новые рынки.
Говоря языком экономистов, средства вольются в основные фонды в стране и в человеческий капитал, подчеркивает, в частности, автор статьи.
В.Новиков
40 млрд внешнего долга ежегодно будут рожать ПРОЦЕНТЫ от 2.6 до 4 млрд долларов.
Т. Е. Каждый год мы будем платить по процентам эти деньги.
А умный автор хочет ещё увеличить наши долги.
Фейспалм одним словом