Сегодня, 25 февраля в Нур-Султане состоялось расширенное заседание Евразийского межправительственного совета, на котором, в частности, выступил премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. В своем выступлении он озвучил желание Узбекистана присоединиться к проектам ЕАЭС по климату, цифровизации и логистике, сообщает Департамент протокола и организационного обеспечения ЕЭК.
Премьер-министр Узбекистана, так же, как и глава правительства Кубы Мануэль Марреро участвовали в заседании в качестве представителей стран-наблюдателей ЕАЭС. Модерировал заседание глава кыргызского правительства Акылбек Жапаров.
Абдулла Арипов обратился к присутствующим со следующим предложением:
«Прошу уважаемых коллег одобрить участие Узбекистана в таких инициативах, как развитие электронной торговли, цифровизации железнодорожных грузоперевозок, логистический проект «Евразийский экспресс» и сотрудничество по климатической повестке, рассматриваемых на сегодняшнем заседании».
Предложение было одобрено, после чего Коллегии Евразийской экономической комиссии совместно со странами Союза поступило поручение на разработку порядка, описывающего формат и алгоритм взаимодействия ЕАЭС со странами-наблюдателями по отдельным проектам.
Помимо этого участники заседания распорядились о поддержке совместного с Узбекистаном проекта по реализации ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок «Евразийский агроэкспресс». Данный проект позволяет увеличить объемы взаимных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев по этому поводу сказал следующее:
«На первом этапе регулярные отправки за пределы ЕАЭС будут организованы по двум направлениям – в Китай и Узбекистан, а также обратно. В дальнейшем маршруты реализации могут быть расширены на другие страны азиатского и европейского регионов. Регулярность перевозок позволит сформировать конкурентоспособные в отношении морского фрахта тарифы, а также сократить сроки доставки товаров (до 10-14 дней в Китай и 4-7 дней в Узбекистан). Кроме того, предполагается создание всей необходимой инфраструктуры – отлаженной логистической цепочки поставок».
Агроэкспрессы будут поставлять масложировую, молочную, мясную, плодоовощную и готовую пищевую продукцию, а также другие продукты с акцентом на маржинальные товары.
По вопросу развития транспортной инфраструктуры глава правительства Узбекистана предложил следующее:
«С учётом наблюдающейся стабилизации эпидемиологической ситуации в мире и проводимой в наших странах вакцинации населения полагаем, что настало время возобновить пассажирское сообщение на железнодорожном и автомобильном транспорте».
В период до 2025 года намечены шаги по экономической интеграции, включащие в себя создание сопряжения ЕАЭС с инициативой «Один пояс – один путь».
«В этом контексте реальная реализация проекта строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан может стать важным звеном региональной транспортной сети», — добавил узбекский премьер.
В настоящий момент Узбекистан близок к завершению согласования «дорожной карты» взаимодействия с Евразийской экономической комиссией. В эту карту вошли мероприятия по взаимодействию в сферах торговли, промышленности, таможни, финансов и налогов, а также энергетики, технического регулирования, фармацевтики и медицинских изделий. Помимо этого, ведутся работы по согласованию условий и процедур присоединения Узбекистана к Евразийскому банку развития.
Напомним, что ЕАЭС функционирует с 2015 года. В его состав входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан. В декабре 2020 года Узбекистан получил статус государства-наблюдателя при ЕАЭС.
В 2016–2021 годах общий товарооборот Узбекистана с государствами-членами Союза вырос более чем в 2,5 раза – с 4,5 миллиардов долларов до 11,6 миллиарда долларов.