back to top
14 C
Узбекистан
Понедельник, 25 ноября, 2024

Стратегия развития нового Узбекистана: куда движется страна?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

На протяжении тысячелетней истории нашего народа, в Узбекистане всегда ценились руководители и лидеры, придерживавшиеся справедливости и верховенства закона. Наш великий предок Амир Тимур недаром своим девизом провозгласил «Сила – в справедливости», чем заслужил уважение и любовь всего народа. Вместе с тем, история знает немало страниц, когда справедливость и приоритет закона уступали свое место политической конъюнктуре и весомости коррупциогенного фактора в коридорах власти. К сожалению, и сегодня на страницах СМИ и сайтах сети Интернет можно ежедневно сталкиваться со случаями несправедливости и беззакония.

В этой связи, Глава нашего государства одним из важнейших акцентов Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы определяет именно эту задачу. Особое внимание заслуживает тот факт, что впервые признается на уровне программного документа  принципы справедливости и верховенства закона – это основополагающее и необходимое условие развития Нового Узбекистана.

Стратегия развития представляет собой логическое продолжение провозглашенных ранее в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017 – 2021 годах, мер по обеспечению верховенства закона и дальнейшему реформированию судебно-правовой системы. Итак, какие же цели преследует реализация принципов справедливости и верховенства закона? В целом, предусмотрены семь целей – индикаторов, при этом следует подчеркнуть особый акцент государства на продолжение курса сильной социальной политики и всемерную либерализацию экономики и бизнеса.

В частности, практически все индикаторы пронизывает идея обеспечения государством всемерной защиты и охраны прав человека, в первую очередь, имущественных прав. По сути, тем самым подчеркивается, что реальное воплощение принципов справедливости и верховенства закона – это и есть основополагающее и необходимое условие развития Нового Узбекистана. Кроме того, важнейшим индикатором, сигнализирующим о недопущении в дальнейшем вольностей и злоупотреблений, можно указать определение приоритета частной собственности в качестве основного принципа, в том числе внедрение системы защиты прав лица, которое приобрело недвижимость, опираясь на официальную информацию государственного органа.

Полагаем, что интересам населения, в первую очередь, могут послужить следующие меры:

во-первых, кардинальное повышение уровня доступа граждан и субъектов предпринимательства к правосудию посредством поэтапной цифровизации судебной системы, устранения бюрократических барьеров и преград.

Несомненно, эта мера позволит повысить невысокий на сегодняшний день уровень оценки правосудия и верховенства закона в глазах международных экспертов. Так, по индикатору Верховенства закона в 2021 году – Узбекистан занимает лишь 85 место из 139 стран, что во многом связано с проблемой доступа к правосудию и сохранением среди представителей зарубежных инвестиционных кругов определенного недоверия к судебной системе.

Также в Стратегии планируется поэтапное внедрение международных стандартов в деятельность органов принудительного исполнения и передача отдельных функций (кроме судебных актов) частному сектору, снижение нагрузки на государственных исполнителей (действуют в структуре БПИ при Генеральной прокуратуре). К слову, руководством страны еще в 2020 году на видеоселекторном совещании выразило недовольство работой этого ведомства, отмечая, что за 10 месяцев 2020 года из 4 миллионов исполнительных документов — 1,2 миллиона на сумму 17 трлн сумов оставались неисполненными.

Помимо, этого в качестве позитивных для населения и бизнес-среды мер можно отметить, расширение масштаба оказания бесплатной юридической помощи, обеспечение беспрепятственного использования услуг нотариата и органов записи актов гражданского состояния, в том числе дистанционно и на основе принципа «единое окно», а также запуск платформы «Legal Tech», предоставляющей возможность подготовки правовых документов без участия юриста для предпринимателей и граждан, особенно малообеспеченных слоев населения.

В качестве подтверждения значимости для населения расширения темпов цифровизации оказания государственных услуг, можно указать, что если в 2017 году через Центры государственных услуг были поданы 2555 услуг, а через ЕПИГУ – 2983 услуг, то на сегодняшний день количество заявок составило 6,8 и 7,1 миллионов соответственно. Ежедневно граждане получают в среднем 57 000 услуг.

Кроме того, цифровизация оказания государственных услуг оказала влияние на улучшение ведение бизнеса в стране. Если в 2017 году в глобальном рейтинге «Doing Business» Республика Узбекистан с показателем 63,03 занимал 87-место среди 190 стран, то по итогам 2020 года с показателем 69,9 страна заняла 69-место. При этом по итогам 2020 года в части регистрации бизнеса Узбекистан занимал 8-место, опережая многие развитие страны Европы и Америки (по некоторым причинам в 2021 году Всемирный банк упразднил рейтинг «Doing Business»).

В рамках Стратегии развития принята Государственная программа по ее реализации в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли», в частности, в 2022 году планируется:

внедрение порядка оказания бесплатной юридической помощи за счет государства гражданам, нуждающимся в социальной защите, наряду с уголовными делами также по гражданским и административным делам;

налаживание ведения единого электронного онлайн-реестра учета лиц, свобода передвижения которых ограничена;

внедрение системы предоставления «пакета первичной социально-материальной помощи» с целью практического содействия в обретении гражданами, отбывшими наказание, достойного места в обществе.

внедрение практики предоставления единовременной материальной помощи гражданам, отбывшим наказание и представившим свой конкретный проект по развитию предпринимательства, архитектуры, ремесленничества, а также готовым начать самостоятельную деятельность.

В заключение, можно отметить, что реализация Стратегии развития Нового Узбекистана, без сомнения, даст нашей стране мощный толчок для выхода на новую орбиту и вхождения в круг стран с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения.

Доктор юридических наук, профессор, Абдулазиз Расулев

Сотрудник Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Шухрат Мирзаев


1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Красиво изложено, кто же против? А на деле? Наплевав на мораторий рубят деревья, незаконно продается хокимами земля и т.д. И что?! Издается документ для обязательного владения школьниками национальными музыкальными инструментами-это нормально?! Это что, стратегия государства где верховенство справедливости должно быть приоритетом? Гладко на бумаге, но вмешалися овраги.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан продвигает свой опыт гендерного равенства на форуме в Бангкоке

Делегация Узбекистана приняла участие на Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции по обзору «Пекин+30», состоявшейся 19-21 ноября в г. Бангкок (Таиланд). Страну...

Больше похожих статей