Вчера в Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабмине прошла пресс-конференция, на которой были объявлены результаты составления рейтинга общеобразовательных школ.
Данный ежегодный рейтинг составляется по поручению президента страны и включает в себя разрезы по районам, городам, областям, по столице и Республике Каракалпакстан. Результаты рейтинга используются для оценки деятельности хокимов и их консультантов по вопросам образования.
В настоящем рейтинге участвовало 9622 школы из 207 районов и городов 14 областей Узбекистана.
Рейтинг составлен на основе данных 2020 года. В основу критериев был положен международный опыт, а также местные приоритеты. В итоге школы оценивались по следующим критериям:
- уровень готовности учащихся к жизни (уровень знаний, показатель поступления в вузы, уровень владения иностранными языками и трудоустройство);
- качественный состав и потенциал педагогов (доля педагогов с высшей и первой категорией);
- духовно-просветительская и учебно-воспитательная среда в школах (работа, проведенная в рамках 5 инициатив и борьбы с преступностью среди учащихся);
- вклад местных хокимиятов в развитие школ (средства, израсходованные для развития школы, из вырученных средств местного бюджета).
В разрезе областей лучшими оказались школы Навоийской и Бухарской областей, а также столицы, а худшими – школы Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей.
В разрезе районов и городов первая десятка лучших школ выглядит так:
- город Навои;
- Яккасарайский район Ташкента;
- Нукусский район;
- город Зарафшан;
- Учкудукский район;
- Бектемирский район Ташкента;
- Мирабадский район Ташкента;
- Караулбазарский район;
- Бустанский район
- Яшнабадский район Ташкента.
Десятка худших:
- Сохский район;
- Узунский район;
- Берунийский район;
- Чиракчинский район;
- Дехканабадский район;
- Турткульский район;
- город Наманган;
- Музрабатский район;
- город Маргилан;
- Бозатауский район.
Названы были и номера лучших школ городов и районов, так десять лучших школ страны:
- № 11 города Навои;
- № 5 Паркентского района;
- № 60 Мирабадского района;
- № 58 Давлатабадского района;
- № 20 Учкудукского района;
- № 64 Папского района;
- № 6 Нарпайского района;
- № 1 города Зарафшана;
- № 72 Касанского района;
- №34 Фуркатского района.
Последние места в рейтинге у следующего десятка школ:
- № 43 Ахангаранского района;
- № 56 и № 55 Риштанского района;
- № 54 Дехканабадского района;
- № 41 Каршинского района;
- № 52 Турткульского района;
- № 42 Куйичирчикского района;
- № 61 Амударьинского района;
- № 70 Каршинского района;
- № 38 Дехканабадского района.
По тому, как много абитуриентов после завершения школы смогло поступить в вузы и насколько высокие баллы они набрали, лидируют следующиеП школы:
- город Навои (31,3%, 79,5 балла);
- Учкудукский район (25,8%, 65,7 балла);
- город Зарафшан (25,8%, 71,2 балла);
- Караулбазарский район (25,6%, 69,6 балла);
- Кызылтепинский район (24,28%, 69,8 балла).
Худшие показатели поступления абитуриентов в вузы и низкие баллы у следующих школ:
- Ургутский район (2,41%, 29,9 балла);
- город Наманган (2,51%, 17,6 балла);
- город Карасув (2,71%, 35,3 балла);
- Ташкентский район (3,11%, 35,3 балла);
- Мирзачульский район (4,07%, 43,8 балла).
Среднее количество денег, выделенных из местных бюджетов в пересчете на одного учащегося, составило 30 230 сумов – это по всей республике. Наибольшее количество выделенных средств зафиксировано в Андижанской области (95 260 сумов), а наименьшее – в Джизакской (9 940 сумов).
А есть еще хокимияты, которые вообще ни копейки не выделили на общеобразовательные школы. Такие нашлись в следующих 22 районах и городах:
- Арнасайский район;
- Бахмальский район;
- Мирзачульский район;
- Янгиабадский район;
- город Джизак;
- город Ургенч;
- Баяутский район;
- Акалтынский район;
- Сардобинский район;
- Чустский район;
- Нарынский район;
- Уйчинский район;
- Наманганский район;
- Дангаринский район;
- Сохский район;
- Ташлакский район;
- Ферганский район;
- город Термез;
- Денауский район;
- Музрабатский район
- Кумкурганский район;
- город Ангрен.
Учитывался также уровень преступности среди учащихся школ. Самыми криминальными (по числу совершенных преступлений) оказались школы следующих областей:
- Ферганской (391);
- Ташкентской (144);
- Наманганской (97).
- Наименьшее число преступлений у учащихся:
- Джизакской (25);
- Навоийской (24);
- Сырдарьинской области (21).
Радует то, что нашлось 30 районов, где учащиеся не совершили вообще ни одного преступления!
В опубликованном рейтинге есть и другая ценная статистика. В целом же после заслушивания сотрудниками Госинспекции по надзору за качеством образования результатов рейтинга, были решено принять следующие меры:
- школы и регионы с низким рейтингом должны получить специальную методическую помощь, для них нужно разработать дорожные карты по повышению качества образования и ежеквартально проверять результаты;
- опыт школ, которые заняли высокие места в рейтинге, должен быть популяризирован по всей стране;
- нужно использовать рейтинг для оценки деятельности и директоров школ с их заместителями, и хокимов с их консультантами по вопросам образования, а также, конечно, самих учителей;
- те же из преподавателей и руководства, кто отличился свой эффективной деятельность, должны получить материальное вознаграждение за свой труд.
Кстати, по Указу президента, директорам школ, занявших в рейтинге первое место, будет выдана премия в размере 10 БРВ из ресурсов местных бюджетов.
Путевками в санатории поощрят заведующих и методистов отделов народного образования, а также директоров и двух учителей в тех школах, которые заняли одно из первых пяти мест в рейтинге. Путевки даст Федерация профсоюзов Узбекистана.
В дальнейшем рейтинг предполагается использовать для формирования конкурентной среды между школами, повышения качества образования, уровня знаний и педагогического мастерства.
А где Ташкентские школы в топе самых лучших😂
В школе 240 г.Ташкента на юнусабаде бардак. В 9 классах сидят на уроках менее половины учащихся, многие совсем в школу не приходят и никто не контролирует почему дети месяцами не ходят в школу и не учатся. Оценки им в кундалик рисуют. Доски в классах пришли в негодность, директор продавала б.у. хорошего состояния доски по 150т сумов, кто успел собрать с родителей деньги тот купил. Остальные мучаются. Где средства от гос.бюджета и хакимията ? У детей до сих пор нет учебников по английскому, а за аренду книг по 60т собрали в сентябре. Родители жаловались и детям раздали старого издания грязные после 7 лет пользования книги. Весь набор учебников для 9 классов — старого издания, кроме 2 книг. а арендная плата самая дорогая и английского до сих пор нет. За что платим ?