Десятки исполнителей из разных стран собрались на древней земле Каракалпакстана, чтобы показать и обсудить своё искусство на республиканском и международном уровнях. А ещё — содействовать возрождению и развитию творческих школ, передавая мастерство исполнения и традиции бахши методом «Усто — шогирт — Учитель — ученик”, и также проведению фестивалей искусства бахши в других регионах республики.
В Центральном амфитеатре Нукуса 17 сентября прошла торжественная церемония открытия II Международного фестиваля искусства бахши, завершившаяся большой концертной программой.
Среди участников и гостей представители ЮНЕСКО, Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), эксперты в области народного наследия, науки, искусства и других сфер, журналисты, жители Нукуса и гости из других городов.
В это же время на площади у Каракалпакского государственного музея искусств имени И.В.Савицкого шло народное гулянье. На установленных стендах — информация о своеобразных обычаях и традициях, исторических памятниках каждого региона. Здесь же — ярмарка предметов прикладного искусства и декорированные по народным традициям юрты.
На небольших концертных помостах исполняли танцевальные и сценические представления, национальные и эстрадные песни. Развлекали публику канатоходцы.
Приподнятый настрой ощущался во всём.
Праздник завершился ярким многоцветным фейерверком.
18 сентября фестиваль продолжила международная научно-теоретическая конференция на тему “Роль искусства бахши в мировой цивилизации”. Она прошла в школе-интернате оперы и искусства бахши города Нукуса. В конференции участвовали местные и зарубежные учёные, мастера бахши. В жюри, оценивающем исполнительское мастерство участников конкурса, — маститые зарубежные и отечественные специалисты.
В культурной программе фестиваля — показ национальной оперы “Для народа” в Каракалпакском государственном академическом музыкальном театре и экскурсия на объекты культурного наследия Муйнакского района.
В Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской областях, в Хорезме и Каракалпакстане бережно хранят и развивают традиции искусства бахши. Обычно они передаются из поколения в поколение. Молодой музыкант Кахрамон Рашидов из Сурхандарьи начал учиться исполнительству с 6 лет. Родной дед обучил его игре на домбре — струнном щипковом инструменте. Подрастая и слушая на праздниках, а позднее и в записи исполнение бахши, Кахрамон полюбил устное народное творчество. Стал музыкантом, освоив несколько старинных музыкальных инструментов и горловое пение.
Только так — передавая эстафету из рук в руки, из уст в уста, можно сохранить для будущих поколений искусство бахши, уверен Кахрамон.
На фестивале бахши звучала не только музыка — звучали голоса исполнителей. Существует несколько направлений исполнительства бахши — в технике закрытого (горлового), открытого пения, акыны.
Есть свои особенности в кашкадарьинской и сурхандарьинской манере исполнительства, как и в хорезмской, каракалпакской, исполнительстве таджикских дастанов, казахском эпосе. Их изучение, сохранение и развитие — дело настоящего и будущего.
Завершение фестиваля и церемония награждения победителей состоятся 20 сентября в Центральном амфитеатре города Нукус.
Тамара Санаева.
Видео и фото автора.