В марте текущего года состоялся официальный запуск совместного Словацко-Российско-Узбекского предприятия CHIRANA ASIA по производству Наркозно-дыхательных аппаратов и аппаратов ИВЛ известного словацкого бренда “СHIRANA”.
Главной стратегической задачей компании заявлено создание в Узбекистане мощного производственного комплекса по выпуску аппаратов ИВЛ, Наркозно-дыхательного оборудования, симуляторов, медицинской консоли и оснащение всех лечебных учреждений республики оборудованием мирового уровня, с надёжным сервисным обслуживанием и организацией. Трансфер новейших технологий для медицинской промышленности состоялся при поддержке Мининноваций.
На сегодняшний день выпущено более 70 единиц медицинской техники. Аппараты ИВЛ, выпущенные под маркой «Сделано в Узбекистане» и установленные в лечебных учреждениях, таких как Госпиталь МВД РУ, 1-городская больница, больница «DMC» и других, уже наработали свыше 10 тысяч часов эксплуатации. Причем каждый аппарат зарекомендовал себя с самой положительной стороны.
Кроме того, проведена ревизия большинства аппаратов, ранее произведенных и установленных словацкой «Сhirana» в Узбекистане. В аппаратах, которые простаивали на складах больниц в связи с отсутствием сервисного ремонта, выполнены работы по их ремонту и сервисному обслуживанию и снова переданы в эксплуатацию.
Для справки. Бренд CHIRANA известный европейский производитель медицинской техники, основанный в 1935 году, на сегодняшний день является одним из лидеров в производстве продукции медицинского назначения в Восточной Европе. В 50-х годах, выйдя на рынок бывшего СССР, аппараты производства «CHIRANA» зарекомендовали себя как надежные, простые в управлении и обслуживании, недорогие помощники анестезиологов-реаниматологов. До сих пор в ряде клиник Узбекистана продолжают свою работу аппараты серии ANEMAT, которые давно выработали свой ресурс.
Аппараты Chirolog SV Basic, производимые в Ташкенте – это универсальные аппараты искусственной вентиляции легких. С помощью аппарата осуществляется вентиляция, управляемая по объёму и давлению. Электроника осуществляет мониторинг всех параметров вентиляции вплоть до респираторной механики, графики и динамической петли. Аппарат не требует сжатого воздуха и бесшумен в работе.
Помимо этого, предприятие выпускает востребованный у медиков симулятор спонтанной дыхательной активности VentiSim, предназначенный для тренировки специалистов, благодаря которому обучающийся врач получит базовый опыт и навыки работы на практике с различными режимами вентиляции.
Аппарат имеет немало преимуществ. Он способен имитировать все стадии поражения легких пациента, значительно дешевле иностранных аналогов, совместим с любыми аппаратами ИВЛ и что важно, необычайно мобилен и удобен в применении.
Пуск нового производства в Ташкенте оказался как нельзя кстати, учитывая пандемийную ситуацию, но вызывает удивление позиция Минздрава, вяло реагирующего на собственного производителя и проявляющего больший интерес к зарубежным аппаратам.
Никто не умаляет достоинств зарубежной техники. Однако словацкий бренд по техническим параметрам абсолютно ничем не отличается от своих зарубежных аналогов, а по некоторым даже превосходит.
Во всех 12 мировых брендах, выпускающих аппараты ИВЛ, используется турбина, нагнетающая воздух. В словацких аппаратах Chirolog SV Basic, выпускаемых в Ташкенте, используется мембранный компрессор.
Что это даёт? К примеру, человек попал в аварию, и у него повреждена часть легких. Турбина подаёт одинаковый воздух, как к здоровым, так и повреждённым участкам лёгких. Но здоровым участкам лишний воздух не нужен, может даже нанести вред.
А компрессор имеет многоуровневый режим, а это значит, что на каждый участок подается необходимый объём воздуха. Chirolog SV Basic – единственный аппарат в мире, имеющий такой компрессор и этим самым превосходит по качеству все существующие аналоги в мире.
Другим немаловажным преимуществом является его цена – около 16 000 долларов. Зарубежные аппараты в 2 – 2,5 раза дороже. То есть, фактически наши медики переплачивают за торговую марку, бренд.
К слову говоря, то же самое можно сказать и о симуляторе спонтанной дыхательной активности VentiSim. Цена произведенного симулятора в Ташкенте составляет 5 000 евро, а за рубежом он стоит 100 000 – 150 000 долларов.
Есть ещё одна проблема – в эксплуатации аппаратов ИВЛ. Дело в том, в период вспышки разных штаммов коронавирусной пандемии, кроме аппаратов ИВЛ, происходит острая нехватка расходных материалов, в виде универсальных дыхательных контуров, совместимых с большинством аппаратов ИВЛ и НДА, используемых в ковидцентрах и отделениях реанимации, фильтров с тепловлагообменом, дыхательных кислородных масок с небулайзером и для активной кислородной терапии и так далее, которые предприятие имеет возможность представить в необходимом количестве со складов в Узбекистане, России и Словакии.
Однако выяснилось, что при эксплуатации аппаратов, то ли по незнанию, то ли в целях экономии, фильтры не меняют длительное время, хотя они рассчитаны на работу в течение 72 часов. Превышение установленного производителем срока работы приводит к снижению эффективности и неисправности самого аппарата. Замена фильтра обходится в 1 доллар, а ремонт аппарата придётся отдавать 1000, а то и больше.
Для того, чтобы не допускать подобных случаев, ежемесячно в учебном центре завода «Chirana Аsia» проводят учебные семинары признанные реаниматологи-анестезиологи Узбекистана и ведущие специалисты завода с практическим ознакомлением выпускаемой продукции, возможностями и правилами эксплуатации аппаратов.
Пока все аппараты выпускаются из комплектующих, поступающих из Словакии, но в ближайших планах предприятия, как рассказал его генеральный директор Василий Шимко, намечено расширение и строительство нового цеха по производству сердца аппарата – компрессора. И тогда можно смело говорить, что Узбекистану под силу освоить производство медицинского оборудования мирового уровня.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
И где здесь made in Узбекистан? Решили сделать бабла, завести импортное оборудование в разобранном виде, и сказать, что это маде ин Узбекистан спонтом, и протолкнуть дорого за бюджетные деньги. А там тоже жулики еще те, умнее оказались, им тоже откаты нужны. Эти аппараты я так понял стоят дороже чем китайские…
+100, чиновники не поделили рынок аппаратов ИВЛ (кто будет получать откат). То же самое можно сказать абсолютно обо всех сегментах, связанных с госзакупками
Вообще, конечно, непонятно кому нужны эти бестолковые СП по локализации и прочее гамно? Лицемерие возведённое в абсолют. Долой позорную политику локализации!!!
Надо писать не производят, а собирают импортное оборудование. Где производство, если все 100% запчасти импотные? Это вообще не считается произведенным в Узбекистане, не надо лапшу вешать.
Слышь диванный умник, ты хотя бы конструктор детский лего собери, ты на производстве вообще рвьотал, чтобы тут пурну гнать
А потому, что это брехня!
В Узбекистане, только детей могут «делать»….)))
«…но вызывает удивление позиция Минздрава, вяло реагирующего на собственного производителя и проявляющего больший интерес к зарубежным аппаратам.» — Да уже давно не удивляет. В Минздрав тендеры проводят и участвуют множество лиц заинтересованных в продаже вполне определенных торг.марок, производителей и реализаторов. Со значением слова «откат» от суммы контракта, узбекистанские гос.служащие знакомы слишком хорошо, чтобы от него вот так просто отказаться. При контрактах на сотни тысяч и миллионы долларов и откатах по 2-3-5-10% уж слишком сложно отказаться от таких «подарков» и возможностей недобросовестного обогащения. Коррупция погубит эту страну. ((
Полностью с вами согласен!
Лапша на уши. Ужасные аппараты, как реаниматолог говорю.
А почему так считаете, что они ужасные?
Наталья , здравствуйте. Я прочитал ваш отзыв и мне бы хотелось от вас услышать опыт работы с аппаратом Chirana Basic? Если не трудно , плиз
Откуда вы знаете?? Если не работали с данной моделью.
Ну да, у нас все такие эксперты. Оценивать должны спецы и не один. Минздрав смотрит с позиции денег. Лоббисты Минздрава своё будут гнать при любых раскладах, потому что откаты. Может не все так плохо. А то,что отверточное производство, так у нас всё такое.