back to top
4.8 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Будем готовиться к подорожанию автомобилей, оборудования и бытовой техники?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Эффект холодного душа для производителей оборудования и техники в Узбекистане  возымел  резкий скачок цен на листовой металлопрокат, последовавший в этом году и достигший к маю  рекордных значений. Эксперты отмечают, что такого роста цен на «полезные железки» не наблюдалось на протяжении четверти века.

Рост на импортируемый прокат (в Узбекистан он завозится из России, Украины, Беларуси и Казахстана) с 8,2 млн.сумов в конце прошлого года до 16,8 млн. за тонну (в 2,1 раза) не мог пройти незамеченным  и создал проблемы  для компаний, которые закупают металл для работы.

На кого обрушился первый ценовой удар в Узбекистане? Кто стал аутсайдером?  Производители техники  — предприятия по производству, ремонту, сборке машин и оборудования, производству автомобилей, прицепов, полуприцепов и другой готовой продукции.  Доля таких предприятий,  по данным Госкомстата, в объёме обрабатывающей промышленности  составила 15,9 %, а индекс  физического объема к январю-апрелю 2020 года — 98 %) при  общем подъеме промышленного производства.

Глава государства  на  совещании  по итогам первого квартала текущего года  указал на недостатки в отдельных отраслях и регионах. Так, в первом квартале производство в АО «Узавтосаноат» снизилось на 40 %.  Кроме того, объем производства на 74 крупных предприятиях регионов снизился на 1,1 триллиона сумов по сравнению с прошлым годом.

Официальная статистика зафиксировала, что  узбекский автопром – основной потребитель листового проката за  четыре месяца 2021 года на треть сократил производство легковых автомобилей.  В  январе- апреле  текущего года  было произведено     64987 легковушек  (в 2020 году  96727  (-31740).

Заметное снижение  наблюдается в производстве  автобусов, автомобильных двигателей, тракторов. 

Анализ предоставленных данных показал, что за  четыре месяца  текущего года в республике было произведено 265 автобусов (-37,5%), 77,1 тыс.автомобильных двигателей  (-41,8%), 173 трактора  (-62,1%).

Логика  проста и понятна – предприятия автопрома  пока не могут компенсировать возросшие расходы увеличением доходов и снижают объемы производства.

Следующей пострадавшей стороной является стройка, которая немыслима без использования металлопроката разных видов.

Опять-таки официальная статистика зафиксировала, что строительные организации в стране  работают в 2021году по принципу не умением, а числом. При том, что за четыре месяца  в республике на 38 % повысилось число строительных организаций по сравнению с аналогичным периодом  2020 года, строительных работ выполнено на 0,8% больше прошлогоднего  —   на 29,5 трлн.сумов .

Пожалуй , самый большой удар от стремительно растущих цен  на импортируемый листовой  металлопрокат получили  мелкие предприниматели страны. Их количество  в промышленном производстве  составляет немногим более 20 %.

Каков выход нашли они в непростой ситуации?

Основатель известной в Узбекистане компании «ПГС» Полянте Свешников впервые за четверть века  существования фирмы отправил  персонал в трехмесячный отпуск без содержания. Присовокупив при этом, что оставшиеся без средств к существованию работники должны в данный момент помочь родному предприятию. Каким образом?  Заключать договоры с торговлей и предлагать свой товар (более 30 наименований) для продвижения на внутренний рынок.

Что ожидает в перспективе предприятия металлообработки, которые для того, чтобы выжить, вынуждены поднимать цены на свою продукцию? 

Послушаем прогнозы зарубежных экспертов, Они утверждают, что   с начала осени прошлого года на мировом рынке стало наблюдаться беспрецедентное повышение цен на листовой прокат. К середине мая  цены  поднялись в 2-2,5 раза по сравнению с уровнем 7-8-месячной давности и достигли рекордных значений.

Основными причинами этого подъема являются, с одной стороны, расширение спроса на прокат, вызванное антиковидным стимулированием мировой экономики, а с другой, недостаточные объемы предложения. Причем, в отличие от прежних кризисов, эти факторы превратились в долгосрочные.

По оценкам МВФ, с начала эпидемии коронавируса весной 2020 г. правительства и центральные банки различных стран мира влили в экономику более $25 трлн. Часть этой суммы попала в реальный сектор, создав дополнительный спрос на прокат строительного назначения для реализации многочисленных инфраструктурных проектов. Кроме того, из-за карантинных ограничений сектора услуг выросло потребление товаров.

Ситуация осложнилась тем, что оживление спроса осенью 2020 г. произошло в условиях минимальных складских запасов. Возник дефицит, покрыть который не удалось вследствие недостаточных объемов производства стали в западных странах и ограничений на импорт стальной продукции.

Кроме того, Китай в 2020 г. сократил нетто-экспорт стали более чем на 33 млн. т, что составляло около 8% от мирового экспорта. Это тоже усилило давление на рынок. Тем более, что китайское правительство заявляет о необходимости сокращения производства стали в стране.

По ожиданиям экспертов, подорожание может перейти в стабилизацию где-то во второй половине текущего года, но при продолжении текущей политики рассчитывать на цикличное понижение бесполезно.

Пока эпидемия коронавируса официально не объявлена завершенной, программы антиковидного стимулирования не сворачиваются, в западных странах сохраняются близкие к нулевым процентные ставки. А   на мировом рынке стали действуют протекционистские и другие ограничения. Поэтому цены на стальную продукцию и другие ресурсы останутся высокими.

Так что хотим мы или не хотим, настало время призадуматься над неизбежностью подорожания автомобилей, оборудования и бытовой техники.

В.Новиков

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. В РУз всё только стремительно дорожает, кроме з.п.,пенсий и пособий для народа

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей