Эффект холодного душа для производителей оборудования и техники в Узбекистане возымел резкий скачок цен на листовой металлопрокат, последовавший в этом году и достигший к маю рекордных значений. Эксперты отмечают, что такого роста цен на «полезные железки» не наблюдалось на протяжении четверти века.
Рост на импортируемый прокат (в Узбекистан он завозится из России, Украины, Беларуси и Казахстана) с 8,2 млн.сумов в конце прошлого года до 16,8 млн. за тонну (в 2,1 раза) не мог пройти незамеченным и создал проблемы для компаний, которые закупают металл для работы.
На кого обрушился первый ценовой удар в Узбекистане? Кто стал аутсайдером? Производители техники — предприятия по производству, ремонту, сборке машин и оборудования, производству автомобилей, прицепов, полуприцепов и другой готовой продукции. Доля таких предприятий, по данным Госкомстата, в объёме обрабатывающей промышленности составила 15,9 %, а индекс физического объема к январю-апрелю 2020 года — 98 %) при общем подъеме промышленного производства.
Глава государства на совещании по итогам первого квартала текущего года указал на недостатки в отдельных отраслях и регионах. Так, в первом квартале производство в АО «Узавтосаноат» снизилось на 40 %. Кроме того, объем производства на 74 крупных предприятиях регионов снизился на 1,1 триллиона сумов по сравнению с прошлым годом.
Официальная статистика зафиксировала, что узбекский автопром – основной потребитель листового проката за четыре месяца 2021 года на треть сократил производство легковых автомобилей. В январе- апреле текущего года было произведено 64987 легковушек (в 2020 году 96727 (-31740).
Заметное снижение наблюдается в производстве автобусов, автомобильных двигателей, тракторов.
Анализ предоставленных данных показал, что за четыре месяца текущего года в республике было произведено 265 автобусов (-37,5%), 77,1 тыс.автомобильных двигателей (-41,8%), 173 трактора (-62,1%).
Логика проста и понятна – предприятия автопрома пока не могут компенсировать возросшие расходы увеличением доходов и снижают объемы производства.
Следующей пострадавшей стороной является стройка, которая немыслима без использования металлопроката разных видов.
Опять-таки официальная статистика зафиксировала, что строительные организации в стране работают в 2021году по принципу не умением, а числом. При том, что за четыре месяца в республике на 38 % повысилось число строительных организаций по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, строительных работ выполнено на 0,8% больше прошлогоднего — на 29,5 трлн.сумов .
Пожалуй , самый большой удар от стремительно растущих цен на импортируемый листовой металлопрокат получили мелкие предприниматели страны. Их количество в промышленном производстве составляет немногим более 20 %.
Каков выход нашли они в непростой ситуации?
Основатель известной в Узбекистане компании «ПГС» Полянте Свешников впервые за четверть века существования фирмы отправил персонал в трехмесячный отпуск без содержания. Присовокупив при этом, что оставшиеся без средств к существованию работники должны в данный момент помочь родному предприятию. Каким образом? Заключать договоры с торговлей и предлагать свой товар (более 30 наименований) для продвижения на внутренний рынок.
Что ожидает в перспективе предприятия металлообработки, которые для того, чтобы выжить, вынуждены поднимать цены на свою продукцию?
Послушаем прогнозы зарубежных экспертов, Они утверждают, что с начала осени прошлого года на мировом рынке стало наблюдаться беспрецедентное повышение цен на листовой прокат. К середине мая цены поднялись в 2-2,5 раза по сравнению с уровнем 7-8-месячной давности и достигли рекордных значений.
Основными причинами этого подъема являются, с одной стороны, расширение спроса на прокат, вызванное антиковидным стимулированием мировой экономики, а с другой, недостаточные объемы предложения. Причем, в отличие от прежних кризисов, эти факторы превратились в долгосрочные.
По оценкам МВФ, с начала эпидемии коронавируса весной 2020 г. правительства и центральные банки различных стран мира влили в экономику более $25 трлн. Часть этой суммы попала в реальный сектор, создав дополнительный спрос на прокат строительного назначения для реализации многочисленных инфраструктурных проектов. Кроме того, из-за карантинных ограничений сектора услуг выросло потребление товаров.
Ситуация осложнилась тем, что оживление спроса осенью 2020 г. произошло в условиях минимальных складских запасов. Возник дефицит, покрыть который не удалось вследствие недостаточных объемов производства стали в западных странах и ограничений на импорт стальной продукции.
Кроме того, Китай в 2020 г. сократил нетто-экспорт стали более чем на 33 млн. т, что составляло около 8% от мирового экспорта. Это тоже усилило давление на рынок. Тем более, что китайское правительство заявляет о необходимости сокращения производства стали в стране.
По ожиданиям экспертов, подорожание может перейти в стабилизацию где-то во второй половине текущего года, но при продолжении текущей политики рассчитывать на цикличное понижение бесполезно.
Пока эпидемия коронавируса официально не объявлена завершенной, программы антиковидного стимулирования не сворачиваются, в западных странах сохраняются близкие к нулевым процентные ставки. А на мировом рынке стали действуют протекционистские и другие ограничения. Поэтому цены на стальную продукцию и другие ресурсы останутся высокими.
Так что хотим мы или не хотим, настало время призадуматься над неизбежностью подорожания автомобилей, оборудования и бытовой техники.
В.Новиков
В РУз всё только стремительно дорожает, кроме з.п.,пенсий и пособий для народа