Философия вышла из тени
В Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами состоялась онлайн научно-практическая конференция «Философия и современность: состояние и перспективы развития». Вроде бы, обычное дело — конференции в наших научных заведениях проходят регулярно, пристального внимания они не вызывают, об их результатах чаще всего ничего не слышно.
Чем интересная именно эта? Во-первых, в последние годы мы всё больше слышим о конференциях в области истории, политики, экономики, международных отношений, науки, образования, в то время как философии — в тени. И вот она вышла из латентного состояния, и не просто вышла — конференция сразу стала значимым событием. В адрес оргкомитета поступила около 90 заявок на участие. После тщательного ознакомления было отобрано 6 докладов на пленарное заседание и 20 — на секционные.
Информация о конференции по социальным сетям (с яркой речью выступил ректор ТГПУ Алишер Умаров, выступали известные профессора Б. И. Туйчиев, Н. А. Шермухамедова, К. Ж. Туленова) передавалась на протяжении пленарного заседания, и аудитория все больше увеличивалась. И вот тут мы подходим к нашему во-вторых: к конференции подключились ученые из России, Украины, Казахстана, Таджикистана, Индии. Так, неожиданно для самих организаторов, республиканская конференция стала международной. К концу встречи Zoom зафиксировал аудиторию в более чем 40 слушателей.
Наконец, в-третьих, зачитанные доклады представляли собой не абстрактные построения, не интересные никому кроме академических философов, и это не были просто идеологизированные штампы, к которым мы так привыкли. Рассматривался симбиоз философии, образования и педагогики, и через призму этого взаимодействий, без преувеличения, — будущее Узбекистана.
Философский ум — фундамент успешного общества
Зачем нужна философия? Как философия может помочь в решении насущных проблем, стоящих перед страной? И какая философия способна это сделать? Как подчеркнул в своем докладе всё тот же Алишер Умаров, много лет проживший за рубежом и курировавший в ЮНЕСКО вопросы образования в развивающихся странах Азии, «догматичная философия, не приучающая думать, никому не нужна. И здесь нужно переосмыслить ее роль, чтобы она смогла выполнить свою миссию. Философия всегда занималась методами достижения нового знания, оформлением самостоятельного, творческого, продуктивного, критического, концептуального и системного, поливариантного мышления. А это как раз то, чего сегодня не хватает современной педагогике и образованию».
Итак, ответ: философия и другие гуманитарные науки должны принять непосредственное участие в формировании продуктивного и концептуального мышления. А последнее — условие формирования человеческого капитала, который должен лечь в основание строительства инновационного общества.
Философский подход — ключ к построению неклассической системы образования
Большой интерес и дискуссии вызвал доклад заведующего кафедрой общественных наук ТГПУ Валерия Хана. Докладчик показал системообразующую роль педагога в образовательном учреждении, а также принципиальную уязвимость классической системы образования в эпоху информационной перегруженности. Хан ярко напомнил слушателям, что, если методы преподавания останутся теми же, — неизбежно увеличение времени для усвоения хотя бы основ необходимых для современного человека знаний. И тогда можно смело ждать времён, когда аттестат об окончании средней школы будет выдаваться одновременно с документом о выходе на пенсию.
Далее: что такое мышление? Способность решать различные теоретические и практические задачи. А как многие из наших чиновников решают государственные задачи? Кулаком по столу, сопровождая это нецензурной бранью. Эффективно ли это в долгосрочной перспективе? Навряд ли. Хан считает, что необходимо создать институт, который будет изучать возможности мышления именно в плане эффективного и быстрого решения практических проблем. Прежде всего, в целях задач успешного и действительно полезного образования. Нужно внимательно изучить опыт изучения и внедрения экспериментальных форм обучения в различных странах, ведь темой освоения нарастающей информации занимаемся не только мы, но весь мир.
В докладе приводились примеры достижений педагогов-новаторов, когда подростки, отбывающие наказание в колониях, за месяц осваивали годовую программу 7-го класса по геометрии. По мнению Хана, необходимо перестраивать институты повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, вводить курсы системного и креативного мышления, приглашать зарубежных специалистов, отправлять способных преподавателей на стажировку за рубеж. Фактически это — целая национальная программа выращивания творческих мозгов, способных создать свою Кремниевую долину.
Но ведь только так и можно создать инновационную экономику и сделать тот скачок, который позволит занять то место в современной цивилизации, о котором мы все мечтаем.
Вместо эпилога
Споры вокруг доклада продолжались почти полтора часа. А это уже и есть работа пробудившегося от сна мозга. Участники конференции приняли решение проводить философскую конференцию на базе ТГПУ ежегодно. А может быть, и направленность проведенной конференции — мышление, образование и инновационные педагогические технологии — тоже сделать постоянной?
Филипп Гаджили